Led zeppelin что значит название. Биография Led Zeppelin. Led Zeppelin сейчас

Музыкальная группа из Великобритании Led Zeppelin считается одним из самых успешных коллективов рок-музыки, который смог создать уникальное звучание. Участники коллектива сыграли основополагающую роль в образовании не только таких жанров, как хард-рок и хэви-метал, но и других направлений современной музыки.

Тираж альбомов коллектива в мире насчитывает более 300 млн, причем семь из них неоднократно были на самых верхних позициях Billboard 200. Музыкальная группа находится на первой строчке в списке VH1 "100 величайших артистов хард-рока". Коллектив также признавался "Лучшей группой 70-х" по версии Rolling Stone.

История создания и состав

Английский квартет Led Zeppelin появился на свет в 1968 году в Лондоне. Группа, созданная на пике эпохи хиппи, искала вдохновение для своего звучания в рок-н-ролле, блюзе, народных балладах, джазе, классике и даже в восточных мотивах.


Идейным лидером нового музыкального проекта стал гитарист . Сначала в 1965 году опытный музыкант примкнул к группе Yardbirds в качестве бас-гитариста, а впоследствии перешел на лидер-гитару. В следующем году в коллектив пришел музыкальный менеджер Питер Грант. Пейдж и Грант пережили вместе распад Yardbirds и создание New Yadbirds в 1968 году.


Этот новый коллектив с участием Джимми Пейджа, бас-гитариста Джона Пола Джонса, барабанщика Джона Бонема и вокалиста и становится легендарной Led Zeppelin (вольный перевод - "Свинцовый дирижабль").


Взятие такого названия вызвало немало шумихи в музыкальной среде. Дело в том, что оно имеет ироничный оттенок, ведь в английском языке бытует устойчивое выражение - "to go down like a lead balloon" ("пойти ко дну как свинцовый баллон", то есть с треском провалиться).


Как объяснили свой выбор музыканты, они специально хотели противопоставить это не слишком "удачливое" имя группы желанию ее артистов добиться славы. В октябре 1968 года про британскую группу с нашумевшим названием прослышали в США. Там основатель Atlantic Records Ахмет Эртегун подписал контракт на сотрудничество с Led Zeppelin, даже не видя самих музыкантов.

Музыка

Первый альбом, который так и назывался Led Zeppelin, артисты создали осенью 1968 года на студии Olympic в Лондоне всего за 36 часов.


Записанный в рекордно быстрые сроки и на минимальные деньги альбом был наполнен мифологическими и мистическими мотивами, соединив в себе рок-н-ролльные мелодии с блюзом. Участники Led Zeppelin охарактеризовали этот жанр музыки как "тяжелый блюз" и не прогадали: слушатели были в восторге от их музыкальных произведений.

После выпуска первого альбома музыканты отправились в тур по США в декабре 1968 года. В итоге за год группа провела четыре концертных тура в Штатах и столько же в Великобритании. Их второй альбом Led Zeppelin II (1969) был записан в дороге и по отдельности, но, несмотря на это, имел еще более оглушительный успех, чем первый. Песни Whole Lotta Love, Heartbreaker, Living, Loving Maid и Ramble On стали международными хитами.

Песня «Whole Lotta Love» группы «Led Zeppelin»

Каждый член квартета внес уникальный вклад в совместные композиции, тем самым демонстрируя отличный пример группового творчества, говорили музыкальные критики. Обозреватели сходились во мнении, что альбомы и песни Led Zeppelin имеют разностороннее густое звучание. В них соединились очаровательные гитарные соло Пейджа, невероятный вокальный диапазон Планта, а также эффектное сопровождение на бас-гитаре Джонса и Бонема - на барабанах.

Отличительной особенностью Led Zeppelin также стало то, что музыканты не хотели выпускать отдельные синглы. Артисты делали ставку только на большие альбомы (LP), тем самым заложив в мир музыки такое понятие, как "альбомный рок".

Песня «Immigrant Song» группы «Led Zeppelin»

Третий альбом группы Led Zeppelin III (1970) стал неожиданностью для поклонников: он был записан под влиянием народной кельтской музыки и имел много акустического звучания. Хотя без тяжелых аккордов тоже не обошлось - они слышатся в Immigrant Songs и Since I"ve Been Lovin" You.

С выпуском четвертого альбома в 1971 году Led Zeppelin приобрела статус "Лучшей группы 70-х". Собрание музыкальных произведений неофициально именовалось "Четыре символа", так как для его конверта каждый участник придумал собственную эмблему. Именно на этом альбоме содержится один из самых громких хитов коллектива Stairway To Heaven, на который был снят клип на концерте.

Песня «Stairway to Heaven» группы «Led Zeppelin»

На волне успеха первых четырех альбомов группа много гастролировала в 1970-х. В те годы участники музыкального коллектива вели себя как настоящие рок-звезды. Музыканты купили частный самолет "Звездный", на котором разъезжали по США и Великобритании. Во время поездки в Лос-Анджелес музыканты остановились в Hyatt House и устроили бурные посиделки с ездой на мотоцикле по отелю и выбрасыванием телевизора из окна.

Новости о таком поведении звезд рок-н-ролла, а также фото быстро разнеслись по СМИ. Журналисты одновременно начали писать об употреблении героина участниками Led Zeppelin. Финальной точкой стал концерт во Флориде. Во время выступления артистов фанаты вели себя настолько агрессивно, что полиции пришлось применить слезоточивый газ для их разгона. Этот инцидент привел к паузе в концертной деятельности группы.


«Буйные» 70-е вместе с тем ознаменовались выпуском еще нескольких альбомов. В 1973-м вышел Houses of The Holy, а в 1975 - двойной диск Physical Graffiti. В том же году группа основала музыкальную фирму Swan Song и приступила к съемкам документального фильма The Song Remains The Same. Он был выпущен в 1976-м.

В 1976 году Led Zeppelin подготовила еще один альбом Presence, но поклонники приняли новые песни без энтузиазма из-за их депрессивности. На протяжении последующих двух лет участники группы переживают непростой период: обвинения в употреблении наркотиков, проблемы в личной жизни и приостановка концертов.

Песня «Celebration Day» группы «Led Zeppelin»

Однако в 1978 году коллектив вновь собирается в Стокгольме для записи альбома In Through The Out Door (1979). Работа над новым сборником велась на студии , что, как считают музыкальные критики, объясняет лирическое настроение некоторых песен. Этот альбом стал последним группы Led Zeppelin.

В сентябре 1980 года перед туром по США барабанщик Джон Бонем умирает от отека легких в состоянии алкогольного опьянения. Группа решила прекратить свое существование, поскольку, по заявлению участников, ценила каждого члена и не хотела заменять Бонема.


В 1982 году Пейдж выпустил сборник из неизданных песен Led Zeppelin Сoda. После этого участники коллектива окончательно разошлись, и каждый приступил к сольной карьере. Тройка пыталась воссоединиться в 1985 и потом в 1988 году. В 1994-м музыканты Led Zeppelin выступили вместе на церемонии MTV Unplugged и поехали в международный тур с оркестром. Плант и Пейдж даже выпустили альбом с восточными мотивами No Quater.

Музыканты вновь собрались вместе в 1995 году во время введения в Зал славы рок-н-ролла. Однако каждый так и продолжал заниматься сольной карьерой. Пейдж записывал музыку к кинолентам, Джонс занялся продюсированием, в том числе сборника , а Плант выпустил альбом Dreamland с каверами.

Led Zeppelin сейчас

10 декабря 2017 года музыканты Led Zeppelin стали участниками благотворительного концерта в поддержку Ertegun’s Education Fund. Фонд оказывает помощь учащимся музыкальных заведений в Великобритании, США и Турции.

Группа выступала в течение двух часов и сорвала овации публики. Музыкальные обозреватели даже выразили надежду на то, что в скором времени коллектив воссоединится. В августе 2008 года эта информация была подогрета слухами, что Пейдж, Джонс и сын Бонема, Джейсон, готовят материал для выпуска альбома.

Однако Плант отказался от совместной работы, назвав идею о воссоединении смехотворной. Музыканты пытались некоторое время найти другого вокалиста, но в итоге отказались от инициативы. Хотя в 2013 году Плант признался, что был бы рад возрождению Led Zeppelin.

В 2014 году вышла биография Led Zeppelin "Когда титаны ступали по земле" журналиста из Великобритании Мика Уолла. Презентация 750-страничной книги в России состоялась параллельно с выходом на киноэкраны фильма о группе The Song Remains the Same, снятого еще в 1973 году.

Дискография

  • 1968 - "Led Zeppelin"
  • 1969 - "Led Zeppelin II"
  • 1970 - "Led Zeppelin III"
  • 1971 - "Led Zeppelin IV"
  • 1973 - "House of the holy"
  • 1975 - "Physical graffiti"
  • 1976 - "Presence"
  • 1977 - "The song remains the same"
  • 1979 - "In through the out door"
  • 1982 - "Coda"
  • 1997 - "BBC Sessions"
  • 2016 - "The complete BBC Sessions"

Клипы

  • 1969 - "Whole lotta love"
  • 1971 - "Stand by me: Live in Japan"
  • 1971 - "Stairway to heaven"

(Led Zeppelin), английская музыкальная группа. Создана в 1968.

Состав: Роберт Плант (Robert Plant) – вокал, Джимми Пейдж (Jimmy Page) – гитара, Джон Пол Джонс (John Paul Jones) – бас-гитара, Джон Бонэм (John Bonham) – барабаны.

В истории рока существует сотни тысяч имен, но коллективов масштаба «Лед Зеппелин» единицы. Эта группа оказала влияние не только на развитие таких направлений как хард-рок или хэви метал, но и на современную музыку в целом, потому что творчество такой значительной группы как «Лед Зеппелин» было очень разноплановым, многомерным и несущим в себе большие потенциальные возможности и идеи.

Инициатором создания «Лед Зеппелин» был Джимми Пейдж. К тому моменту он был уже весьма опытным музыкантом, несколько лет проработавшим в качестве т.н. сессионного гитариста (наемного профессионала при звукозаписывающей студии) и самым известным студийным гитаристом в Лондоне . Но устав от монотонности такой работы, в 1965 Пейдж оставляет это занятие и присоединяется к ритм-н-блюзовой группе «Ярдбердз» («Yardbirds») в качестве бас-гитариста, а после ухода из коллектива гитариста Джеффа Бека (Jeff Beck), он переходит на лидер-гитару. В конце 1966 у группы появляется новый менеджер Питер Грант (Peter Grant), чье имя было известно как в Англии , так и в США . Грант и Пейдж быстро нашли общий язык. Летом 1968 «Ярдбердз» распался, и Грант предложил Джимми Пейджу набрать новых музыкантов и провести тур в Скандинавии под названием «Новые Ярдбердз» («New Yardbirds»).

Вскоре к Пейджу присоединился Джон Пол Джонс, бас-гитарист, студийный музыкант с большим опытом. В Бирмингеме были найдены вокалист Роберт Плант и барабанщик Джон Бонэм, которые несмотря на свой юный возраст уже успели поиграть в нескольких местных командах. Так возникла группа «Лед Зеппелин», хотя первые концерты музыканты отыграли еще под названием «Новые Ярдбердз» и только позже взяли себе название, ставшее впоследствии легендарным. Новое название «Лед Зеппелин» (вольная интерпретация Свинцовый дирижабль ) имеет ироничный оттенок, так как напоминает об одном устойчивом фразеологическом выражении в английском языке : «to go down like a lead balloon» (дословный перевод «пойти ко дну как свинцовый баллон»), означающий «с треском провалиться». Музыканты как бы противопоставили такое «рискованное» название своей обостренной жажде успеха.

Питер Грант в истории шоу-бизнеса был личностью не менее легендарной, чем его подопечные. Его энергия и напор не знали преград, и условия, которых он добивался для «Лед Зеппелин» были беспрецедентными. Благодаря его организаторскому таланту группа подписывает очень выгодный для начинающего коллектива контракт с фирмой «Атлантик». В начале 1969 выходит дебютный диск, называвшийся просто «Лед Зеппелин».

Участники группы классифицировали свою музыку как «тяжелый блюз». Это были впечатляющие своей тяжестью и мощью песни, в которых глубина, печаль и надрыв традиционного блюза соединялись с резкостью и напором рок-н-ролла. Пластинка была записана за рекордно короткие сроки и минимальные деньги, а успех был огромен.

Так в самом расцвете «эпохи хиппи» 1960-х возник настоящий титан хард-рока 1970-х годов.

Подлинным началом мировой славы «Лед Зеппелин» стал второй альбом, вышедший в конце 1969. В силу обстоятельств музыканты записывали его по отдельности, каждый свою партию, и затем монтировали его в студии, но на монолитности звучания это никак не отразилось. Лед Зеппелин II (Led Zeppelin II ) открывался знаменитой песней Очень много любви (Whole Lotta Love ), она и определила звучание всего альбома: эффектные риффы (базовые мелодические линии), густое и тяжелое звучание.

Сингл с этой основной песней альбома стал последним синглом «Лед Зеппелин». Питер Грант и музыканты выбрали небывалую по тем временам стратегию: не выпускать «хитов» на отдельных пластинках, а делать упор только на LP (большие, долгоиграющие альбомы). Это оправдало себя, и пластинки группы расходились огромными тиражами.

От группы ждали продолжения жесткой линии, но музыканты, всегда демонстративно шедшие против течения, записывают много полуакустических композиций, которые составляют основу третьего альбома группы (Лед Зеппелин III , 1970), хотя в него вошло и несколько тяжелых номеров: Иммигрантские песни (Immigrant Songs ), С тех пор как я люблю тебя (Since I"ve Been Lovin" You ) и др.

Не менее удивительным стал и четвертый альбом (1971) группы, который получил неофициальное название Четыре символа , потому что для его конверта каждый из музыкантов придумал свой собственный символ-эмблему. Четвертый альбом неизменно входит в любые списки «лучших альбомов всех времен и народов», во многом потому, что именно на нем находится известнейшая песня Лестница в небеса (Stairway To Heaven ).

Если первые четыре диска именовались только по порядковым номерам (I, II, III, IV), то последующие все же стали получать и названия: в 1973 вышел альбом Дома Святых (Houses of The Holy ), а в 1975 – двойной диск Физические граффити (Physical Graffiti ).

В 1973 группа учредила свою собственную музыкальную фирму «Свон Сонг» («Swan Song») в составе корпорации «Атлантик». В этом же году во время турне снимается фильм о группе Песня остается неизменной (The Song Remains The Same ), который был выпущен в 1976.

В 1975 Плант попадает в крупную автокатастрофу, и репетиции к следующему альбому проводит в инвалидной коляске. Присутствие (Presence , 1976) получается довольно агрессивным и невеселым альбомом, своим настроением не похожим на предыдущие работы группы. Именно поэтому многие слушатели сдержанно приняли этот диск.

Музыканты ощущали, что для группы начинается очень тяжелый период; Пейдж стал употреблять героин, Планту казалось, что группу преследуют неприятности, и он постоянно боролся с чувством надвигающейся катастрофы, хотя внешне турне 1977 начиналось крайне успешно. В июле Плант получает известие о смерти своего пятилетнего сына Карака. Концерты отменяются, и группа приостанавливает свою деятельность на долгое время.

Но в 1978 они возвращаются к работе и начинают запись нового диска Входя через выход (In Through The Out Door , 1979). Она проходила в Стокгольме на студии шведской группы «АББА» («АВВА»), этим объясняется нехарактерное для группы звучание нового альбома, который получился весьма лиричным. Это был последний альбом при жизни группы.

В ночь на 25 сентября 1980 барабанщик Джон Бонэм, будучи в алкогольном опьянении , погибает в результате несчастного случая. Через два месяца группа заявляет о роспуске. В отличие от многих других коллективов, «Лед Зеппелин» рассматривали себя как единое целое, состоящее именно из тех четырех музыкантов, которые создавали группу. Никаких замен не подразумевалось.

Вскоре Пейдж подготавливает к выпуску прощальный диск коллектива Кода (Coda , 1980), в который вошли не изданные ранее записи группы.

Участники «Лед Зеппелин» начинают сольную деятельность, хотя, как и в случае с «Битлз », слухи о воссоединении коллектива преследуют их неотступно. Музыканты опровергают их, но в 1988 на праздновании 40-летия фирмы «Атлантик» выступают втроем, с сыном Джона Бонэма в качестве барабанщика.

Наиболее успешную соло-карьеру ведет Роберт Плант. Пейдж записывает музыку к фильмам и выпускает несколько пластинок со своей группой «Фирма» («The Firm»). Джон Пол Джонс активно занимается продюссированием (в частности, помогает Ленни Кравицу (Lenny Kravitz) в работе над альбомом Пойдешь ли ты со мной (Are You Gonna Go My Way ) и выпускает интересные сольные работы.

Слухи о воссоединении «Лед Зеппелин» усиливаются в начале 1990-х. Плант и Пейдж действительно объединяются и выпускают альбом Никакой пощады (No Quater ), на котором исполняют песни «Лед Зеппелин» в необычных ориенталистских (восточных) обработках.

Пейдж выступает в дуэте с американским рэппером Паффом Дэдди (Puff Daddy). Они записывают песню для звуковой дорожки фильма Годзилла (Godzilla ), в которой Пейдж использует мелодии знаменитой ледзеппелиновской песни Кашмир (Kashmir ).

В 2002 Роберт Плант снова обращает на себя внимание музыкальной общественности, выпустив альбом Страна грез (Dreamland ), в котором отдает дань модному увлечению записывать свои версии чужих песен. Альбом получился очень успешным. Плант отправляется в гастрольный тур, в график которого было включено и выступление в Москве.

Александр Зайцев

Led Zeppelin — британская рок-группа, сформированная всентябре 1968 года. С утяжелённым гитарным драйвом, оглушающей ритм-секцией ипронзительным вокалом Led Zeppelin стали одной из первых хэви-метал-групп, но при этом смело интерпретировали фолк- иблюз-классику, обогащая свой стиль элементами рокабилли, рэгги, соул, фанка икантри.

В общей сложности группа продала во всём мире более 300миллионов альбомов, из которых 109,5 миллионов приходятся на США. Десятьальбомов Led Zeppelin поднимались на вершину Billboard 200 .

Led Zeppelin заняли первое место в списке VH1 100 Величайшихартистов хард-рока, а журнал Rolling Stone назвал группу «самой тяжёлойгруппой» и «лучшей группой 70-ых».

Название группы является преднамеренно искажённой формойLead Zeppelin — англ. «Свинцовый дирижабль»; в русском языке чаще всегоупотребляется транслитерация Лед Зеппелин, иногда Лед Цеппелин.

Состав группы:

Роберт Плант— вокал, губная гармоника.

Джимми Пейдж— гитара.

Джон Бонэм —ударная установка, перкуссия.

Джон ПолДжонс — бас-гитара, клавишные.

Предыстория

Спустя три года после ухода Эрика Клэптона и через восемьмесяцев после ухода Джеффа Бека 7 июля 1968 года окончательно распалась группаThe Yardbirds. Джимми Пейдж, оставшийся с правами на имя группы и концертнымиобязательствами, был вынужден начать собирать новый состав. В этом ему тут жепринялся помогать менеджер Питер Грант, до этого работавший с Yardbirds. Первымприглашённым стал Джон Пол Джонс (John Paul Jones), бас-гитарист, клавишник иаранжировщик, к тому времени уже имевший богатый опыт студийного сотрудничествасо многими известными музыкантами (в числе которых были и The Yardbirds).

Первый кандидат на роль вокалиста, Терри Рид (каквыяснилось, уже связанный контрактом с менеджером Микки Мо?стом), порекомендовалПэйджу обратить внимание на Роберта Планта, бирмингемского вокалиста,известного по участию в Band of Joy и Obs-Tweedle. Побывав на концертепоследних в Уолсолле, Питер Грант и Джимми Пэйдж немедленно пригласиливокалиста в состав новой группы и получили согласие. Гитариста особеннопотрясло на этом концерте исполнение Плантом «Somebody to Love» JeffersonAirplane. «От этих первобытных завываний мне стало жутковато, — вспоминал он. —Это был тот самый голос, который я искал. Он пел уже несколько лет и при этомоставался практически неизвестен. Как такое могло случиться, до сих пор понятьне могу». Пэйдж пригласил Планта на борт собственного небольшого катера, и напросторах Темзы музыканты рассказали друг другу о своих пристрастиях.Выяснилось, что Плант глубоко знает американский кантри-блюз (его любимыеисполнители — Скип Джеймс, Бакка Уайт, Мемфис Минни) и «Властелина колец»(отсюда и Obs-Tweedle — название группы). На Пэйджа и это произвеловпечатление. Он сыграл на гитаре «Babe I’m Gonna Leave You» (народную песню изрепертуара Джоан Баэз) и рассказал, что хотел бы в этой вещи выявить светлые итемные стороны — предельно контрастно, в совершенно новом контексте.

«Мы словно бы пользовались одной колодой карт. Сразу ведьчувствуется, когда перед тобой человек, самые заветные двери приоткрывший чутьшире остальных. Таким человеком был Джимми. Как он впитывал в себя идеи, какпри этом держался — все это было несравненно выше всего, с чем мне до тех пордоводилось сталкиваться. На меня он произвел сильнейшее впечатление». — РобертПлант, интервью Rolling Stone, 2006

В числе кандидатов на оставшееся вакантное место Пейджемрассматривались два сессионника, Клем Каттини и Эйнсли Данбар, а также Би ДжейУилсон (Procol Harum) и Джинджер Бейкер (Cream). По рекомендации Роберта Плантав список кандидатов был включён ударник из Реддича Джон Бонэм. В июле 1968 годаПэйдж и Грант, под впечатлением выступления последнего в составе группы ТимаРоуза на концерте в Хэмпстеде, предложили ему войти в состав новой группы.Бонэм, считая музыку The Yardbirds крайне старомодной, поначалу отреагировалскептически; кроме того, у него уже были заманчивые предложения от Джо Кокера иКриса Фарлоу. Планту пришлось отправить 8 телеграмм в уолсоллский паб Three Menin a Boat, где Бонэм был завсегдатаем (40 телеграмм туда же отправил и Грант).В конечном итоге барабанщик принял предложение, решив, что музыка новой группынамного интереснее всего, что исполняли в то время Кокер и Фарлоу.

Свою первую репетицию квартет провел в квартире,располагавшейся под музыкальным магазином на Джерард-стрит в лондонском Сохо.Пейдж предложил для начала сыграть «Train Kept A-Rollin`», рокабилли-трек изрепертуара Yardbirds, популяризированный Джонни Бёрнеттом. «Едва только заигралДжон Бонэм, как мы поняли: грядет нечто выдающееся, — вспоминал Джон Пол Джонс.— С ним мы немедленно сомкнулись в единое целое».."

Осенью квартет провел турне по Скандинавии под названием TheNew Yardbirds (дебютировав 7 сентября в Копенгагене), а по возвращении сыграл встудии с PJ Proby: это был последний студийный день работы над его альбомом. «Япросто попросил их сыграть что-нибудь, пока не придумаю текст, — вспоминалПроби. — Тогда они не были еще Led Zeppelin. Они назывались The New Yardbirds,и собирались стать моей группой».

Барабанщик группы The Who Кит Мун заметил, что онипровалятся с таким названием как свинцовый дирижабль (позже Джон Энтвистл,басист The Who, утверждал, что идея в действительности принадлежала ему), иПэйдж недолго думая сменил название на Led Zeppelin. Букву «а» в слове Leadопустили по предложению Питера Гранта: чтобы (как он заявил) «эти тупыеамериканцы не называли группу Лид Зеппелин».

15 октября 1968 года Led Zeppelin дали свой первый концерт вУниверситете графства Саррей, в Гилфорде. Концерт группы в лондонскомRoundhouse 9 ноября стал праздничным: он был приурочен к свадьбе РобертаПланта. 26 декабря Led Zeppelin впервые выступили за океаном, в Денвере, штатКолорадо, куда их пригласил промоутер Барри Фей. На местную прессу группа в тотвечер впечатления не произвела: репортёр Томас Маккласки, отметив виртуозностьПейджа и основательность Джонса, счёл невыразительными вокал Планта и игруБонэма. Ключевым для последовавшего турне явилось выступление в сан-францисскомзале Fillmore West: здесь Led Zeppelin оставили в тени признанных звезд,несмотря на то, что выступали в первом отделении.

Незадолго до этого, в Нью-Йорке, Питер Грант выбил уAtlantic Records гигантский аванс в $200,000: подобных сумм от записывающихкомпаний никогда прежде только что образовавшиеся группы не получали. ЛейблAtlantic отдавал до тех пор предпочтение блюз- и джаз-року, а такжеисполнителям музыки соул, но в конце 60-х годов его руководствозаинтересовалось британскими группами прогрессивного рока. Распространеномнение, что с Led Zeppelin компания заключила контракт заочно, всего лишь порекомендации Дасти Спрингфилд. Однако, Джимми Пэйдж утерждал, что Atlantic втечение нескольких лет следили за его работами и давно мечтали переманить ксебе.

Они следили за моими работами в Yardbirds… так что, сразунами заинтересовались. Я дал им понять, что предпочел бы непосредственно лейблAtlantic, а не их рок-филиал Atco Records, где записывались Sonny and Cher иCream, потому что не хотел находиться в такой компании, мечтал ассоциироватьсяс чем-то более классическим… - Интервью журналу Guitar World, 1993

1969—1980

Led Zeppelin I

Работа над дебютным альбомом началась осенью 1968 года влондонской Olimpic Studios. Из репертуара The Yardbirds в альбом были включеныдве композиции: «Dazed and Confused» и «How Many More Times»; «Babe I’m GonnaLeave You» (в аранжировке, заимствованной у Джоан Баэз) предложил Роберт Плант.Остальные вещи были созданы непосредственно во время записи. Альбом, названныйпросто — Led Zeppelin, вышел в 17 января 1969 года в США и 28 марта 1969 года вВеликобритании. Незадолго до американского релиза, 26 декабря Led Zeppelinдебютировали на калифорнийской концертной сцене в первом отделении VanillaFudge (группы, также записывавшейся на Atlantic Records). Выступив в несколькихпопулярных клубах (Whiskey A Go Go и др.), группа затем произвела фурорконцертом в сан-францисском зале Filmore Auditorium, после чего её музыканемедленно зазвучала на всех местных рок-радиостанциях.

В отличие от The Beatles или The Rolling Stones, LedZeppelin не имели студийного ментора (вроде Джорджа Мартина или Джимми Миллера.Музыкальным мозгом группы стал Джимми Пэйдж, у которого накопилось множествоновых идей еще со времён Yardbirds. «Там мне позволялось много импровизироватьна сцене, и я начал постепенно создавать „журнал идей“, который затемиспользовал в Zeppelin, — позже вспоминал он. — Но помимо старых идей возниклановая: на основе акустических звуковых полотен создать звучание, в которомсоединились бы блюз, хард-рок и акустика — с мощными рефренами, все этовенчающими. Музыка, в которой было бы множество цветов и оттенков».

Группа шла по непроторенным путям, ведомая гитаристом, созвуком экспериментировавшим непрерывно. В эти первые дни Пэйдж проявил себя ещеи как продюсер-новатор, самостоятельно выстроив уникальное звучание LedZeppelin, создав и воплотив в жизнь новые студийные эффекты (в частности,«опережающее эхо»).

Никто ни до ни после не мог сравниться с Пэйджем в егоумении драматизировать звук. Это он заставил барабаны Джона Бонэма звучать каквулканические извержения; помог вокалу Роберта Планта вибрировать так, словнобы он снисходил с Олимпа. Даже изящные басовые партии Джона Пола Джонса былиулучшены в студии, зазвучав с прежде неслыханной чистотой. Но главное, Пейджвиртуозно манипулировал звуком собственной гитары — так, что тот постоянноменял цвета и оттенки подобно блюз-роковому хамелеону. — Guitar World, 1993

Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого Yardbirds,Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах новоеразвитие. Пронзительно-высокий вокал Планта, мощная работа ритм-секции иноваторская работа Пэйджа, создавшего собственную разновидностьзаострённо-убойного риффа, позволила группе избавиться от психоделическихэлементов и практически собственноручно создать новый жанр — hard rock.

Уже после нескольких концертов группы заказы на её первыйальбом составили около 50 тысяч экземпляров. Дебютный альбом, записанный за 30часов и обошедшийся группе (по свидетельству менеджера Питера Гранта) в 1750 фунтов, к 1975году собрал 7 миллионов. Альбом добрался до 10-го места в хит-параде США и 6-гов UK, став впоследствии мультиплатиновым.

Курьезный случай, связанный с обложкой альбома произошел вДании, на европейских гастролях. Ева фон Зеппелин, дальняя родственницасоздателя первого цеппелина, пригрозила, что через суд отберет у группыназвание. Чтобы не искушать судьбу, Led Zeppelin выступили в Копенгагене подназванием The Nobs. Альбом был в целом благоприятно встречен критикой, нонекоторые издания, в частности, еженедельник Rolling Stone, прямо обвинилигруппу в плагиате, что положило начало многолетней негласной войны группы спрессой, усугублявшейся агрессивной тактикой Питера Гранта. Тем не менее, кмоменту начала работы над вторым альбомом, и прежде благоволившее к групперуководство Atlantic Records, по словам Пэйджа, от неё «окончательно впало вэкстаз».

Led Zeppelin II

За первый год своего существования группа успела провести 4американских и 4 британских концертных турне. Из крупных мероприятий 1969 годагруппа (в силу объективных причин) пропустила лишь Вудсток, зато далатриумфальный концерт в лондонском Ройал Алберт-холле, после которого отношениек ней на родине впервые резко изменилось к лучшему. Не только на зрителей, но ина музыкальных критиков произвела впечатление свобода творчества, царившая насцене. Ни одно из выступлений группы не походило на другое, композициипостоянно видоизменялись в ходе импровизаций.

«How Many More Times» непременно включала в себя «As Long AsI Have You» Мемфис Минни или «Fresh Garbage» Spirit, плюс еще миллион песенныхкусочков выползали откуда-то из дебрей. В этом и состояла для меня красота и здоровье Led Zeppelin. «Whole Lotta Love» становилась постепенно эквивалентом «How Many MoreTimes» благодаря пространным мидл-секциям. Есть бутлеги, которые просторадостно слушать — как «Smokestack Lightning» переходит в «Hello Mary Lou», амы подбрасываем один кусок за другим из вещей, которые никогда не репетировали.На некоторых концертах я начинал петь что-нибудь — просто чтобы узнать, знаютли остальные аккорды. Это была своего рода живая энциклопедия: типа — я знаювот эту песню, старый би-сайд Ларри Уильямса, а вы? И начиналось! Временами мыиграли очень странные вещи: «Dazed & Confused» менялась постоянно в каждойиз своих частей… Я я стоял сбоку за кулисами с сигаретой и думал: бог мой, этоже замечательно! — Роберт Плант.

Альбом Led Zeppelin II записывался в нескольких американскихстудиях — по мере продвижения группы по стране. Испытывая острый недостатокоригинального материала квартет как минимум три трека («Whole Lotta Love», «TheLemon Song», «Bring It on Home») выстроил на основе блюзовых стандартов,входивших в его тогдашний концертный репертуар. Между тем, именно во второмальбоме Роберт Плант впервые заявил о своих поэтических претензиях («What Isand What Should Never Be», «Thank You»). Здесь же появились первые указания(«Ramble On») на интерес Пэйджа и Планта к мистике вообще и творчеству Толкиенав частности. Спонтанно созданный, импровизированный альбом вышел 22 октября1969 года и уже на следующий день (только по числу почтовых заявок) разошелсяполумиллионным тиражом, став золотым. Спустя три недели он оказался в на 2-мместе в списках «Биллборда», а затем вышел на вершину (сбросив оттудабитловский Abbey Road) где оставался 7 недель. Led Zeppelin II до сих порприсутствует в сотне лучших рок-пластинок «Биллборда» и является одним из трехсамых продаваемых за всю историю США.

Вопреки желанию участников группы, считавших свои альбомы«неделимыми», Atlantic Records выпустили сорокапяткой укороченную (до 3:10)«радиоверсию» Whole Lotta Love. Питер Грант и участники Led Zeppelinвпоследствии не раз заявляли, что этот сингл официальным релизом не считают.

Led Zeppelin III

Проведя ещё несколько коротких концертных серий в США (гдекаждое выступление длилось иногда по 3-4 часа из-за продолжительностиимпровизаций), группа для работы над третьей пластинкой решила взять отпуск иудалилась в расположенный на севере Уэльса уединённый коттедж Bron-Yr-Aur .Начавшаясяздесь (в мобильной студии Rolling Stones) работа была продолжена в поместьеХэдли Грэйндж и завершилась в октябре 1971 года.

Эклектичный, отчасти акустический Led Zeppelin III, стал пообе стороны океана лидером в чартах. Поначалу сдержанно встреченный критикой,он был позже «реабилитирован» и объявлен классическим. Выдающимися трекамиздесь считаются «Since I’ve Been Loving You» и «Immigrant Song». Второй из нихсгустил вокруг группы ореол загадочности: после этого убийственно-мрачного«морского марша» викингов (с угрожающим: «we are you overlords…») пресса сталачасто намекать на «особый» интерес группы к скандинавскому фольклору, нередкосвязывая его с крайне правыми взглядами (необоснованно приписывывшимся в тегоды музыкантам группы и её менеджеру). В какой-то момент Atlantic собралисьвыпускать трек синглом, но Питер Грант заявил, что если повторится история с«Whole Lotta Love», лейбл потеряет группу навсегда, — и одержал победу.

19 сентября, завершив американские гастроли концертом вMadison Square Garden, группа вернулась в Британию. Неделю спустя еженедельникMelody Maker объявил Led Zeppelin победителями в категории «Лучшая группамира», где до этого в течение шести лет бессменно царствовали The Beatles. Нопо мере того, как триумфальное восхождение группы к мировой вершинеприближалось к своей кульминации, вокруг неё продолжала сгущаться атмосфераслухов и домыслов самого мрачного свойства. В 1971 году Джимми Пэйдж приобрел особняк Болскин-хаус (Boleskine House), где до 1913 года жил скандальнознаменитый Алистер Кроули. К этому времени гитарист уже имел в Лондонесобственный книжный магазин, специализировавшийся на оккультной литературе, ивладел второй в мире по значимости коллекцией публикаций Кроули. Существуетмнение, что Пэйдж был последователем и практиком «секс-магии» и загадочнымобразом применял ее в своей музыке. Позже, когда участникам группы пришлосьпережить ряд личных трагедий, появились слухи о том, что таким образомпострадавшим пришлось расплачиваться с «тёмными силами» за некие мистическиеэксперименты Пэйджа, позволявшего себе с этими силами заигрывать.

Led Zeppelin IV

именно такая последовательность пиктограмм стояла напластинке вместо названия.

К моменту выхода четвёртого альбома имидж группы заметноизменился: участники группы стали появляться на сцене в роскошных кафтанах и вукрашениях, а гастрольные фургоны сменили на собственный самолет («TheStarship»). Группа стала снимать не отдельные номера, а целые секции в отелях(в частности, в лос-анжелесском «Континентал Хайатт Хаус»), где (подпредводительством Бонэма и гастрольного менеджера Ричарда Коула) нередкослучались дикие и подчас зловещие оргии, обеспечившие почву для целой отраслицеппелиновской мифологии и подававшиеся в качестве «доказательств» склонностиучастников группы к жестокости и даже садизму. Гастрольные триумфы, такимобразом, не способствовали рассеянию зловещей атмосферы, сгущавшейся вокруггруппы.

Гастроли Led Zeppelin производили странное впечатление: содной стороны — многотысячные толпы, сияющие лимузины, лучшие отели; с другой —атмосфера подозрительности, недомолвок, вечное ощущение какой-то отверженности.С некоторых пор на группу навесили клеймо паршивой овцы английского хард-рока.Стоило Led Zeppelin выйти в турне, как тут же наперерез им выпускали RollingStones. Первые имели над вторыми явное преимущество и в любой момент способныбыли его доказать, но… из газетных репортажей догадаться об этом было не так-топросто! В те годы группу искусственно придерживали в тени. — Камерон Кроу,Rolling Stone, 13 марта 1975 года.

Работу над четвертым альбомом группа начала в лондонскойIsland Studios, продолжила в Брон-эр-Айр (где пробыла недолго) и завершила вХэдли Грэйндж, опять-таки, с роллинговской Mobile Studio. Led Zeppelin IV (другиеварианты заголовка: The Fourth Album, Four Symbols, Zoso, Runes, Sticks, ManWith Sticks) вышел 8 ноября 1971 года — именно в том оформлении, за которое втечение девяти месяцев Грант вёл борьбу с Atlantic Records. Вместо названиягруппы и заголовка он нёс на обложке четыре рунических символа. Напринадлежность пластинки указывало лишь имя её продюсера — Джимми Пейджа. Состороны Led Zeppelin это был вызывающий жест в адрес средств массовойинформации, которые к этому времени сформировали крайне негативное отношение кгруппе и считали её репутацию раздутой искусственно.

Увлечённость группы фолк-музыкой и мистицизмом достиглаздесь апогея («The Battle of Evermore», записанный с Сэнди Денни), но развитиеполучили также хард-роковые и «металлические» тенденции («Black Dog», «When TheLevee Breaks»). Обе линии идеально соединились в «Stairway to Heaven» — песне,которая, хоть и не была выпущена синглом, стала негласным чарттоппероманглоязычного музыкального радио. Искать зашифрованные послания и намёки втекстах группы пытались и прежде, но текст этой композиции, набранный изфразеологических обрывков, словно бы выдернутых из некоего более полноготекста, впервые предоставил энтузиастам такого рода исканий серьезный повод.

Сами музыканты по-разному оценивали свой шедевр. Плантотносился к успеху его иронически, считая, что место в истории этой песнеобеспечила всего лишь двусмысленность, позволившая всем желающим трактоватьтекст по-своему. Пэйдж, напротив, считал композицию «квинтэссенцией LedZeppelin» и своим величайшим творческим достижением («…Ну, а текст Бобби — этовообще вещь в себе. Фантастика!»). Под сильным впечатлением от композициинаходился и Джон Пол Джонс.

Мы все собрались в сельском хемпширском особняке подназванием Хэдли Грейндж. Плант и Пэйдж только что спустились с валлийскиххолмов: принесли с собой эту последовательность аккордов, гитарное вступлениеи, кажется, один куплет, ну, может, чуть больше. Я впервые услышал это подоглушающий аккомпанимент каминного пламени. Впечатление она на меня произвела —ну вот, как раз такое, какое и можно себе представить. Я взял блокфлейту иисполнил эту мелодию: так появилось вступление. Потом перешел за фортепиано: мысделали вторую часть. Так мы постепенно записали одну секцию за другой, а потомналожили «гитарную армию», как называл её Пэйдж. — Джон Пол Джонс

". Когда все оригинальные участники разбежались в разные стороны, оставшийся у руля гитарист Джимми Пэйдж начал подбирать себе новых партнеров. На роль вокалиста он планировал пригласить Терри Рида , однако тот отказался и предложил вместо себя кандидатуру Роберта Планта . Прослушивание дало положительный результат, и Плант , занявший позицию у микрофона, привел за собой барабанщика Джона Бонэма. Состав был доукомплектован бас-гитаристом Джоном Полом Джонсом , и после недолгих репетиций квартет отправился в турне по Скандинавии под флагом "New Yardbirds". По окончании гастролей музыканты осознали, что их стиль разительно отличается от прежней блюзовой команды, и поэтому, когда барабанщик "The Who " Кит Мун посоветовал им переименоваться в "Led Zeppelin", они с радостью ухватились за эту идею. Осенью 1968-го менеджер группы Питер Грант организовал сессии дебютного альбома, а затем выбил своим подопечным солидный контракт от "Atlantic Records".

Перед выходом пластинки группа успела дать серию концертов не только на родине, но и в Штатах, так что публика уже была несколько подготовлена к новому слову в рок-музыке. Мощный, тяжелый блюз-рок с элементами психоделии и фолка пришелся слушателям по вкусу, и пластинка вошла в горячую десятку по обе стороны Атлантики. Впрочем, это были еще цветочки и, несмотря на бесконечные туры в Старом и Новом Свете, к концу 1969 года "Led Zeppelin" снесли чартовые башни во многих странах мира со своим шедевральным вторым альбомом, еще более тяжелым, чем его предшественник.

Несмотря на то, что часть материала была заимствованной, "цеппелинам" удалось даже старые песни исполнить так, что они зазвучали абсолютно по новому. "Whole Lotta Love", "Heartbreaker", "Moby Dick" – все эти номера по достоинству были занесены в классику хард-рока. Примечательным моментом являлось то, что группа не выделяла какие-то отдельные песни и, отказавшись от синглов, изначально ориентировалась только на выпуск альбомов. Осенью 1970 года на "Atlantic" вышел третий лонгплей, с которым музыканты обратились к фолковым корням. На диске звучало множество акустических фрагментов, а одну из песен команда посвятила известному британскому фолкеру Рою Харперу . Как бы то ни было, на "Led Zeppelin III" хватало и фирменного хард-рока, и релиз вновь вошел в трансатлантические чарты под номером один. Наибольший же шум наделала безымянная четвертая пластинка, в простонародии известная как "Led Zeppelin IV", "Untitled" или "Runes".

Хард-роковый "Black Dog", задорный "Rock And Roll", акустическая "Going To California", грозный блюз "When The Levee Breaks" – все эти вещи были безупречными хитами, но вершиной альбома стал грандиознейший эпик всех времен и народов "Stairway To Heaven". В основном благодаря именно этому номеру тираж проданных "четверок" составил порядка 50 миллионов копий. По окончании гастролей 1972 года "цеппелины" вновь занялись студийной работой и весной 1973-го познакомили слушателей с программой "Houses Of The Holy", в которую помимо традиционного хард-фолк-блюзового коктейля внесли новые компоненты в виде фанка и рэгги. Диск вновь очутился на первых позициях, а сопутствующее турне побило все рекорды посещаемости. В 1974 году "Led Zeppelin" взяли тайм-аут и основали собственный лейбл "Swan Song".

Первым релизом их фирмы стал двойник "Physical Graffiti". На этом альбоме появились восточные мотивы, а наибольшую известность получила монументальная композиция "Kashmir". По традиции работа оказалась мультиплатиновой, а с ее появлением и все предыдущие творения "цеппелинов" одновременно вернулись в Топ 200. В 1975-м команда начала большой американский тур, однако гастроли были прерваны из-за того, что Плант вместе с женой угодил в автокатастрофу. Весной следующего года в продажу поступил диск "Presence". Хотя этот альбом дебютировал под номером один по обе стороны Атлантики, критики встретили его с прохладцей, и продажи заметно снизились. В сентябре 1976-м был выпущен концертник "The Song Remains The Same", записанный тремя годами раньше. Спустя несколько месяцев группа отправилась на гастроли, но тур пришлось прервать в связи со смертью шестилетнего сына Роберта .

Когда вокалист более-менее пришел в себя, "Led Zeppelin" начали готовить программу "In Through The Out Door". Из-за обилия синтезаторов альбом вызвал неоднозначную реакцию, однако многомиллионная армия поклонников "LZ" по прежнему сметала с прилавков диски в неимоверном количестве. К сожалению, коллектив продолжал преследовать злой рок, и осенью 1980 года в результате изрядной попойки умер Джон Бонэм. В декабре оставшиеся "цеппелины" возвестили о роспуске команды, а в 1982-м вышел "посмертный" сборник нереализованных треков с символичным названием "Coda". Долгие годы фанаты добивались воссоединения "Led Zeppelin", но лишь один раз музыканты пошли публике на уступки, когда 10 декабря 2007-го группа отыграла концерт на лондонской площадке "O2 Arena". Поводом для этого события стала дань памяти президенту "Atlantic Records" Ахмету Эртигуну, а за барабанами сидел сын Джона Бонэма, Джейсон.

Last update 18.06.09