Лучшие программы для обработки фотографий на пк. Основы цифровой фотографии Особенности цифровой фотографии

Читайте в этом материале:

Как часто бывает в цифровой фотографии: идеальная камера отлично настроена, объект кажется вам интересным, но зрители зевают. Одна из причин, почему технически безупречные цифровые фотографии совершенно не вдохновляют зрителей, это отсутствующая композиция. Из этой статьи вы узнаете несколько простых правил, как в любой ситуации создать что-то интересное.

Правило третей

Это самое легкое, но одновременно действенное правило для создания интересных фотографий: правило третей. Если сфотографировать дерево на фоне заката, при этом дерево расположить прямо по центру кадра, то позже вы с разочарованием увидите, что такая фотография вызывает лишь скуку. По правилу третей нужно мысленно разделить кадр на девять равных участков, условно проведя две вертикальные и две горизонтальные линии, которые создадут сетку. У большинства камер вы можете в видоискателе активировать сетку, делящую кадр по правилу третей. Главный объект фотографии должен располагаться на одной из получившихся четырех точек пересечения, и вы увидите, фотография станет гораздо более привлекательной. Таким образом, элементы снимка будут расположены согласно золотому сечению, что создает для глаз эстетический эффект. Это правило действует и для портретов: глаза модели должны быть расположены на уровне одной из линий, делящих кадр на сегменты - это поможет создать интересную композицию.

Правильно оставляйте свободное пространство на фотографии


Правило третей можно использовать, чтобы добиться еще одного художественного эффекта. Для этого на фотографии необходимо правильно оставлять свободное место. Если на снимке видно, куда направлены взгляды людей или животных, то в общей композиции лучше всего оставить свободное место в том направлении, куда смотрят ваши модели. Не кадрируйте изображение по лицу объекта в той стороне, в которую он смотрит. То же правило распространяется и на съемку движущихся объектов: оставляйте свободное место перед движущимся объектом. Изображение скачущего справа всадника кажется более интересным, если вы поместите его на фотографии именно справа, чтобы зрителю было понятно, куда он движется. Пастух на фоне заката выглядит более эффектно, если вы покажете его будущую дорогу, правильно оставив пустое пространство.

Количество имеет значение


Забавное правило работает и при предметной фотографии: психологически людям больше нравятся вещи, прежде всего, продукты питания, когда на фотографии их нечетное количество. Фотография цветов выглядит особенно привлекательно, когда главный объект, например, роза, изображена как минимум с двумя, четырьмя или шестью тюльпанами, то есть общее число объектов остается нечетным. Причина этого в том, что для мозга человека найти пары и симметрию на таких фотографиях - сложная задача, и поэтому изображение воспринимается как интересное. Эту хитрость вы можете использовать и при съемке групповых портретов, ландшафтов и архитектуры.

Учитесь у животных


В вашей фотографии вновь нет ничего особенного? Попробуйте изменить точку съемки. Например, объект, снятый из так называемых «перспективы с высоты птичьего полёта» или «лягушачьей перспективы», то есть сверху или снизу, выглядит гораздо интереснее. Поднимите камеру с помощью штатива вверх и сделайте фото широкоугольным объективом. Или попробуйте обратное: расположите камеру внизу, так даже всем знакомые произведения архитектуры и высокие строения будут благодаря необычной перспективе выглядеть неожиданно интересно.

Опыт, Опыт, Опыт

Освоив приведенные здесь принципы цифровой фотографии, вы когда-нибудь заметите, что их вполне можно нарушать. Когда-нибудь это даже придется сделать, чтобы придать вашим фотографиям нотку индивидуальности, так сказать, создать на фото вашу подпись как фотографа. Всё, что нужно, чтобы этого достичь - с помощью имеющегося у вас оборудования просто фотографировать и фотографировать. Перед экраном компьютера еще не один фотограф не стал мастером. Вдохновляйтесь новыми идеями из Интернета и нашими советами, и не бойтесь пробовать что-то новое. Всему можно научиться.

Серия статей Chip: основы цифровой фотографии

Цифровая фотография - это звучит сложнее, чем это есть на самом деле. Мы объясним вам основные технические приемы, такие как композиция кадра, а также расскажем о некоторых хитростях профессионалов. Благодаря нашим советам вы освоите цифровую фотографию, а ваши снимки станут еще лучше.

Читайте в этом материале:

Справочники с рецептами проявителей у меня занимают целую полку; хотя цифровая фотография существенно моложе, в ней сегодня тоже есть множество альтернативных способов обработки. Нет необходимости использовать все проявители или программы сразу, нужно использовать те, которые лучше подходят к данной задаче, или те, особенности работы с которыми вами лучше изучены. Ниже я рассмотрю организацию технологического процесса с помощью вышеперечисленных программ в нескольких типовых случаях.

Рассмотрим внимательнее случаи, где Photoshop в одиночку бессилен:-) Например снимки, сделанные в RAW камерой Canon 650 с самодельной насадкой , изготовленной из отечественных объективов. Ни о существовании RAW у этой камеры, ни о подобных насадках Photoshop не знает и, несмотря на всеобъемлемость, самостоятельно справиться с поставленной задачей не сможет.

Для начала вспомним, как это происходило с пленкой. Предварительные операции: выбор пленки, зарядка ее в аппарат. Далее собственно съемка. После надо извлечь пленку из аппарата и зарядить ее в бачок, не засветив. На этом предварительные операции заканчиваются и можно приступать к собственно обработке. Можно воспользоваться стандартным проявителем №2, а можно подойти к процессу творчески. Тогда по кусочку пленки отработать оптимальное время проявления. С полученных негативов сделать контактным способом контрольные отпечатки и подписать их, чтобы потом не забыть, что, где, когда и кто снят. Отобрать снимки, с которыми в дальнейшем будет вестись работа. Возможно, некоторые из них придется ослаблять или усиливать, на то существовал ослабитель Фармера, можно попытаться уменьшить зерно заменяя бромистое серебро на хлористое; деталей к снимку это не добавит, но зато зерно не будет бросаться в глаза. Переснять пленку и сделать дубли, это может понадобиться, если необходима ретушь, а также, если мы планируем, совмещая позитив с негативом, получить снимок, напоминающий гравюру. После этого идет длительная рутинная работа по печати больших отпечатков для альбома, а затем, возможно, еще и печать выставочных отпечатков большого размера. Или печать позитивов, с которыми предполагается дальнейшая работа уже на стадии обработки фотобумаги. Это может быть, например, вирирование (окрашивание отпечатков), засвечивание для получения эффекта соляризации, задубливание эмульсии для последующего покрытия масляной краской и получения фотографии в стиле бромойль. Я столь длинно описывал процесс обработки пленки, чтобы у тех, кто начал заниматься фотографией в эпоху минилабов, не возникло ощущения, что в этой цифровой фотографии напридумывали очень много лишнего, и все это очень сложно. Практически всем вышеописанным процедурам можно найти соответствующие и в цифровой фотографии.

Аналогом выбора пленки является выбор формата в котором камера сохраняет файлы. Тут есть несколько уровней. Простейший - воспользоваться общедоступным меню камеры. Более сложный - воспользоваться служебным меню и с помощью него активировать доступ к сырой информации регистрируемой камерой. И наконец, можно воспользоваться собственным меню. Такую возможность дает для камер Canon - .

Операции извлечения пленки из аппарата тоже можно найти аналог: переписывание фотографий с карт памяти в компьютер. Здесь возможны свои подводные камни. Например, ваш кардридер не умеет читать карты SDHC. Карта объемом более 4 ГБ отформатирована в FAT-16 с нестандартным размером кластера. У вас нет кардридера, и вы подключили камеру напрямую к компьютеру через USB. Однако производителями аппарата не предусмотрен режим, при котором компьютер увидит его как внешний диск, им нужно специальное программное обеспечение.

Переносить кадры из камеры в компьютер я предпочитаю считыванием карточек, а не подключением камеры. Однако все же, если такая необходимость возникает, то во многих случаях с ней справится программа gPhoto2 или программы ее использующие. Например, программа DigiKam. Последняя, впрочем, накладывает еще одно ограничение, ей нужен не просто Linux, а Linux с KDE. При работе с Windows обычно хватает средств ОС или программ производителя камеры.

Предположим, что с процессом переноса тем или иным способом мы справились. Цифровая фотография дает возможность, в отличие от пленки, отсортировать «негативы» и по возможности их подписать до проявки. Чтобы потом не оказалось, что одна и та же фотография снабжена разными подписями, лучше бы подписать исходный файл, но это не всегда возможно. Для файлов, вызванных к жизни CHDK, можно воспользоваться программой . Полученные цифровые негативы DNG можно обрабатывать с использованием любого конвертора и редактировать данные в заголовках файла. Если одновременно со съемкой записывались координаты, то необходимо синхронизировать снимки с записями GPS по времени и записать координаты в exif заголовок файла. Для этой цели существует множество программ (о части из которых я уже писал), но не все из них умеют работать с сырыми снимками. А координаты зачастую являются более информативными, чем подписи, в особенности в пейзажной фотографии, поэтому операцию не стоит откладывать до получения финального результата. Это можно сделать с помощью программы Geotag. Она же позволяет и увидеть содержимое RAW файлов. Тем не менее, для просмотра и сортировки это не самая удобная программа, лучше воспользоваться специализированными. Тем более, что в отличие от координат, все остальные комментарии трудно сделать, не видя фотографии. Большинство из них могут и еще многое, но на данном этапе мы хотим только удалить явно неудачные снимки и подписать те, которые остаются в архиве.

Просмотр

С просмотром сырых снимков, в том числе недокументированных форматов, хорошо справляется под Windows программа . Она очень удобна для сравнения нескольких снимков и выбора лучшего. (Подробно об одно из предыдущих версий можно прочитать .) Но нет в мире совершенства, и если необходимо редактировать заголовки IPTC, то в месте с ней стоит использовать программу

Щелкнув мышью по миниатюре, можно посмотреть изображение 1:1

Предоставляет почти идеальное комплексное решение. Программа предназначена для просмотра и создания миниатюр, в том числе для недокументированных сырых файлов. Коррекция яркости и баланса, просмотра EXIF и IPTC с возможностью редактирования последнего. Есть функция сравнения нескольких снимков. Под Linux современной стабильной версии нет, надо либо запускать экспериментальную либо версию для Windows через wine. На данном этапе последняя все равно будет работать быстрее и иметь больше возможностей по редактированию.

Библиотека, написанная Андреем Заболотным, которая может быть использована другими программами для исправления хроматических аберраций, дисторсии и виньетирования. Поддерживается база данных с характеристиками объективов и камер в формате XML. На сегодняшний день самая всеобъемлющая и перспективная разработка. Насколько широкое распространение она получит, покажет время. Пока ее работу можно увидеть только вместе с UFRaw.

С lensfun работает только с Raw, но она предоставляет самые богатые возможности коррекции аберраций, умеет исправлять хроматические аберрации, виньетирование и дисторсию. При исправлении дисторсии возможно использование нескольких моделей. Работает с базой для камер и объективов. Может пересчитать изображение из одной проекции в другую. Стабильная версия на сайте в момент, когда я начинал писать эту статью, была UFRaw 0.13, основанная на DC RAW 8.80, и опубликованная 12 ноября 2007 года. Другими словами, снимки, сделанные аппаратами, выпущенными после этой даты, эта программа обрабатывать не сможет. Столь старая версия программы не означает, что над ней не работают. На CVS можно увидеть, что работа как раз кипит, но когда она оформится в стабильную версию, никто не знает. Однако если функциональность текущей версии нас устраивает, а необходима только поддержка новых камер, то никаких проблем не возникает: скачиваем свободно распространяемые исходные коды программы UFRaw и исходный код последней программы dcraw с сайта Дэвида Коффина. Объединяем, компилируем, et voila. Когда я уже заканчивал работу над этой статьей, была опубликована - UFRaw-0.14.1 от 19 октября 2008. Готовые пакеты отличаются от предыдущей версии практически только поддержкой новых камер, однако если компилировать их из исходных кодов, то можно включить модуль (./configure --with-lensfun) исправления аберраций. Программа UFRaw позволяет как записать преобразованные фотографии, в 8-битном или 16-битном формате, так и направить их прямо в графический редактор.

Хроматические аберрации

Оптическое виньетирование

Искажения объектива (дисторсия)

Геометрия объектива (проекция)

Вопреки названию, может работать как с Raw, так и с JPEG, но в части исправлений аберраций она беднее, чем UFRaw с lensfun.

Плагин GIMP для коррекции хроматических аберраций. Позволяет править не только хроматические аберрации увеличения (в англ. литературе «lateral chromatic aberration»), но и линейно сдвигать каналы друг относительно друга, что позволяет работать с фрагментами полного кадра. GIMP также имеет и плагин Коррекция искажений оптики для исправлений дисторсии и виньетирования.

Имеет модуль коррекции искажений оптики, позволяющий слегка править дисторсию и виньетирование (идентичные модули и в программеShowFoto). Хроматические аберрации могут быть исправлены через настройки конвертора Raw, но графический интерфейс отсутствует, и нужно знать числовые значения поправок.

Дисторсия

Виньетирование

Преобразование Raw и коррекция хроматических аберраций

В той или иной степени возможность исправлять дисторсию есть у многих программ, однако их возможности слабее, чем у вышеперечисленных, и в серьезных случаях следует обращаться именно к ним.

Графические редакторы

Если фотографии требуют более тщательной обработки, их придется загружать в графический редактор. Тут возможны два варианта, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Первый вариант - это загрузить в графический редактор сырые файлы, второй - максимально откорректировать другими программами и оставить графическому редактору только те операции, которые по-другому выполнить невозможно.

Рассмотрим операции, для которых действительно необходим графический редактор. Это ретушь и выборочная обработка разных участков кадра. Для ее успешного и комфортного осуществления графический редактор должен уметь работать со слоями, иметь удобный инструмент выделения и маскирования и поддерживать устройства ввода типа планшет с чувствительностью к нажиму пера.

Я рассматриваю 4 редактора. , . В тои или иной степени они все могут справится с вышеперечисленными задачами, но при этом столь разные, что вряд ли являются конкурентами. Все четыре используют для расшифровки сырых данных dcraw, но имеют разные графические интерфейсы. GIMP и CinePaint могут использовать несколько графических интерфейсов к этой программе, но стандартом де факто для загрузки Raw файлов для них стала программа UFRaw. Внешне похожие GIMP и CinePaint сегодня сильно различаются по целевой аудитории. Они разветвились во времена первой версии, и на сегодняшний день это и функционально, и по коду абсолютно разные программы. Если 8 бит на канал достаточно, то, на мой взгляд, GIMP удобнее и имеет больше возможностей. Если же необходимо работать с повышенным динамическим диапазоном, то надо использовать CinePaint. Здесь вам обеспечена поддержка 16-bit Unsigned innteger, 16-bit OpenEXR Half Float, 32-bit IEEE Float, 16-bit Fixed Point 0-2.0. Как мы видим, ограничений с глубиной цвета в CinePaint нет, хотя и построен он на старой GTK-1 (На CVS есть экспериментальная версия 0.25 на GTK2). Стабильная версия GIMP построена на GTK-2, однако есть поддержка только 8-битного цвета, а поддержку 16-битного обещают только после перехода на GEGL. Как написано на сайте, после того, как интеграция GEGL будет закончена, GIMP в конце концов обретет поддержку большей глубины цвета, больших цветовых пространств и недеструктивного редактирования. Но это все в будущем. В вышедшей 1 октября 2008 года версии 2.6 уже есть, но открыть файл с глубиной цвета в 16 бит не удастся, хотя операции с 8 битными изображениями уже можно делать, используя GEGL. Так что, если нам нужно 16 бит на канал, то на сегодняшний день мы можем воспользоваться программой CinePaint, работающие версии которой существуют для всех операционных систем, кроме Windows, графическим редактором растровых изображений Krita 1.6.3, входящим в koffice и, соответственно требующей KDE. Кроме того, можно воспользоваться графическим редактором ImageJ, написанным на Java, и, соответственно, вообще не зависящим от операционной системы. Редактор очень любопытный. Некоторые привычные функции в нем реализованы совсем примитивно. Зато есть такие, которых не найдешь в других программах, и реализованы они очень здорово. Редактор в первую очередь предназначен для анализа изображений и научной обработки фотографий. Для этой программы написано множество плагинов, приложений, предназначенных для работы со стопками снимков, и, в частности, сделанных под микроскопом, для получения в результате из снимков, сделанных с обычным микроскопом, снимки, напоминающие результаты конфокального микроскопа. Для этого графического редактора существует плагин, основанный на dcraw, позволяющий прямо загружать RAW-файлы. Однако его интерфейс достаточно примитивный, возможно, стоит воспользоваться более развитыми графическими оболочками к программе dcraw.

Резюмируя, я бы сказал, что UFRaw с lensfun + GIMP мощный и удобный инструмент, все операции коррекции можно сделать в UFRaw, а GIMP нужен для работы со слоями и ретуши. При желании можно усилить цвет, разложив изображение на слои, соответствующие каналам Lab. GIMP + guteprint позволяет без проблем печатать на фотореалистичных принтерах из-под Linux. Если необходимо работать с HDRI или объединять в панораму слои с 16 битным цветом, то необходим CinePaint или Krita. В пользу Krita только возможность визуально работать с Lab. Минус скорость и слабый встроенный конвертор RAW. Все три вышеупомянутых редактора поддерживают полноценную работу с графическим планшетом Wacom. Правда в GIMP под Windows поддержка активируется только если его запустить с помощью пера, а в CinePaint с GTK2 поддержка есть, потенциально, но мне ее запустить не удалось. Время поворота на 17 градусов 12 Мп изображения с глубиной цвета 16 бит на канал в CinePaint 0.22-1и Krita 1.6.3 практически одинаковое, но у последней более медленный интерфейс, и при коррекции в режиме 16 бит на канал реакция на изменение параметров яркости, мягко скажем, непривычная. Картинка обесцвечивается. К любой программе надо привыкать, и на данном этапе мне более комфортно работать с 16 битным изображением в программе CinePaint. ImageJ предпочтителен при анализе изображений и объединении стопки снимков с разными точками фокусировки. Неожиданно, но вращает этот редактор быстрее всех, возможно, потому что у этой операции нет возможности отката. Корректировать в программе не очень удобно, поскольку работать всегда приходится с каждым каналом в отдельности.

HDRI

В природе диапазон изменений яркости может быть так велик, что разрядность оцифровки не решает проблемы. Нужно иметь либо датчики разной площади в каждой точке , что реализовано в камерах Fuji, либо снимать несколько кадров с разной экспозицией. Экспозиция может меняться выдержкой, диафрагмой или нейтральным фильтром. В результате, мы получаем стопку снимков, на одних из которых хорошо видны детали в цветах, а на других в тенях. Возникает необходимость объединить эти снимки в единое изображение, с учетом возможного смещения камеры за время, прошедшее между снимками. Для этой цели служит программа для повышения фотографической широты (HDR imaging) за счет объединения нескольких снимков . Программа Qtpfsgui является графическим интерфейсом, использующим Qt4 над библиотекой pfs. При объединении нескольких последовательно сделанных снимков с разной экспозицией программа для точного совмещения использует разные алгоритмы, в частности, для особо точного, вышеупомянутую программу hugin. Учитывая гигантский размер файлов программа позволяет выбрать стратегию обработки на миниатюрах и только потом полученный сценарий запустить для файла большого размера. Программа может работать с сырыми файлами, поддерживаемыми DCRaw.

В заключение, упомяну программу , как имеющую некоторое отношение к HDRI. Программа не позволяет ни просматривать, ни обрабатывать RAW-файлы. Но если у вас файлы записаны камерой в формате JPEG, то Fotoxx позволит осуществить тонкую настройку яркости в светах и тенях отдельно, повернуть фотографию на произвольный угол, убрать красные зрачки, возникшие от работы вспышки, кадрировать изображение, изменить его размер, убрать шум, сгладить или увеличить резкость, трансформировать изображение, изменить насыщенность цветов, а также создать панораму или объединить несколько снимков, снятых при разной экспозиции. К объединенному снимку можно применить операцию коррекции яркости и полученный результат записать в файле JPEG. Программа неплохо совмещает снимки.

P.S.

Работа с изображениями, естественно, подразумевает некую графическую среду. В некоторых случаях от нее зависит больше, чем от платформы, на которой запускается та или иная программа. Для выполнения расчетов часто достаточно текстового режима, который обеспечивает необходимый комфорт, а возможно, и большую скорость, чем графический режим. Однако уже при обработке результатов отсутствие графического представления, например, в виде графиков или диаграмм, способно существенно замедлить процесс. Я это здесь пишу для того, чтобы подчеркнуть, что пуританский подход любителей терминального режима неприемлем для повседневной работы с графикой, когда в процессе работы надо принимать решение о стратегии обработки. И в то же время он прекрасно подходит для пакетной обработки большого количества фотографий, когда оператор не удосуживается взглянуть на изображение в обрабатываемом файле. Впервые с графической средой я встретился в конце 1980-х годов. Тогда для верстки использовалась программа Ventura Publisher, выпущенная в 1986 году, которая была графическим приложением DOS, требующим для работы загрузки графической оболочки GEM.

Этот и большинство остальных графических интерфейсов ведут свою историю от компьютера Xerox Alto, разработанного в исследовательском центре Xerox PARC в 1973 году. Преемственность, кстати, в первую очередь определялась переходом сотрудников участвовавших в разработке из фирмы в фирму, а не прав от одной фирмы к другой.

Таким образом, хотя я в последнее время предпочитаю Linux, это не совсем точная формулировка, поскольку без X Window System я работать с графикой в голом Linux"е не смог бы. Система X Window System была разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1984 году. Нынешняя версия протокола - X11 - появилась в сентябре 1987 года. История графических оболочек древнее и Линукса, и творений Microsoft. В 1990-е годы бурное развитие Windows и особенно массовое внедрение создало мнение о неприспособленности UNIX- систем для работы с графикой. Сегодня существенной разницы для фотографа, на машине с какой операционной системой ему обрабатывать фотографии, нет. К тому же, многие из вышеперечисленных программ являются мультиплатформными. Однако почти монопольное положение Microsoft все же создало определенные проблемы, причем не в области программирования, а в смежной области работы с компьютерными компонентами и периферией. Драйверы под Windows есть всегда, а драйверы под Linux, или хотя бы возможность написать собственный, часто отсутствуют. Фирменные драйверы для видеокарт для Windows и Linux по функциональности различаются как земля и небо. Не знаю, есть ли сговор, но фирмы не только не тратят собственные деньги на разработку драйверов под альтернативные Windows операционные системы, но и всячески мешают созданию независимых, хотя, казалось бы, в этом случае за них бесплатно делают работу и расширяют рынок потенциальных потребителей. Основная проблема на сегодня это калибровка. Результатами работы калибраторов можно воспользоваться под любой ОС, а вот для работы с ними придется запускать Windows. Кстати, при сегодняшних объемах дисков и наличии удобных загрузчиков ОС я не считаю проблемой держать на одном компьютере несколько операционных систем даже если некоторые из них будут использоваться только для запуска одной программы:-)

Еще более серьезным монополистом, чем Microsoft, является фирма Adobe. Когда пишется эта статья, на выставке Photokina 2008 фирма анонсировала свой Photoshop CS4. Это, безусловно, великолепный продукт №1 в области графических редакторов, однако, будет ли он способствовать развитию индустрии или, наоборот, будет способствовать ее стагнации, отнюдь не очевидно. Причина проблемы, на мой взгляд, состоит в том, что Photoshop может все. При этом мало у кого хватит энергии, чтобы изучить эту программу целиком на уровне Дена Маргулиса, и тем более, слабо верится, что кому-то удастся рентабельно использовать все ее возможности. Профессиональный фотограф использует ее процентов на десять, причем разные фотографы в зависимости от жанра, в котором они работают, используют разные функции этой программы. Программа Photoshop является лучшей в целом, а не лучшей в отдельности. Большинство операций могут быть выполнены и с помощью других программ с неменьшим успехом. Говорить, кто лучше, сегодня становится бессмысленным, поскольку многие операции уже доведены до практического совершенства. Поэтому разница будет только в интерфейсе, а не в конечном результате. Удобства же интерфейса это вопрос вкуса. Кроме того, надежность - это сдерживающий фактор, и если вы хотите использовать последние достижения, то, вероятно, их не будет в стабильном продукте. Кто не рискует тот не пьет шампанского, можно детально изучить стабильный продукт и получать результат лучший, чем у конкурентов, можно рискнуть и сделать ставку на последние разработки и опередить конкурентов или упустить заказ, поскольку программа зависнет. Специалисты в Photoshop совершенствуют свое мастерство ежедневно, вы станете лучшим специалистом в Photoshop, только когда предыдущее поколение вымрет или отойдет от дел; делая ставку на экспериментальные собственные разработки вы рискуете, поскольку результат не гарантирован. И еще есть свобода выбора операционной системы. Продукт номер один + Windows по совокупности характеристик может для отдельных задач проиграть продукту №10, установленному на другую ОС.

Фирма Adobe отнюдь не является автором всех прогрессивных усовершенствований в области графики. Программы обработки RAW и исправления аберраций зародились и успешно развивались вне ее стен. Если завтра цены на Photoshop упадут с заоблачных высот, то охота трудиться над альтернативными проектами пропадет даже у энтузиастов. Кроме того, Photoshop действительно очень эффективно работает как с процессорами, так и с видеокартами. Возможно, сговора с производителями и нет, и дополнительной информации Adobe не получает, но даже пустые подозрения не способствуют плодотворной работе независимых программистов. Единственному нетрудно быть и лучшим, и как только остальные уйдут из этой области, экономические законы скажут свое веское слово, и менеджеры фирмы, если они умеют считать, перестанут вкладывать деньги в разработку новых идей. В свое время, среди коммерческих графических редакторов была вполне реальная конкуренция. для MS-DOS - это еще до рождения Adobe для Macintosh. Aldus (разработка Ulead) PhotoStyler, Micrografx Picture Publisher, Jasc Software Paint Shop Pro - это уже реальные конкуренты Photoshop под Windows. В свое время все эти программы мне нравились больше Photoshop"а. Однако Aldus куплен Adobe"ой, и сразу после этого PhotoStyler прекратил свое существование. Corel поглотил Micrografx и JASC Software и в результате из двух программ продолжает развиваться только Corel Paint Shop Pro. В любом случае, коммерческой конкуренции уже нет, поскольку графический редактор №2 это GIMP. Он очень неплохо развивается и, вероятно, грядущая версия 2.8 будет вполне конкурентоспособна с Photoshop CS, а может, и CS3. Но Adobe уже сегодня выпустила CS4, а стабильный GIMP сегодня это всего лишь 2.6. хорошая добротная программа, но и по цене и по амбициям она уже не конкурент Photoshop CS4.

Для преуспевающего фотографа сиюминутно Photoshop это благо - приобретение его позволит сэкономить нервы и время при решении многих задач. Для его детального освоения понадобится время, сравнимое с необходимым на освоение свободно распространяемых программ. Как заметил Владимир Попов : «для мира open source «чистый пользователь» - существо малозначимое», т. е. единственный пользователь, чьи интересы учитываются, это автор программы.Таким образом, процесс освоения проприетарных и свободных программ будет проходить по-разному - в одном случае мы будем пытаться угадать методом научного тыка, что нам забыли сказать, в другом случае нам сказали все, да только на языке программного кода:-). В результате, скорее всего, на детальное изучение потребуется близкое время, и в результате Photoshop не обязательно даст лучший результат. Косвенным подтверждением этой мысли является тот факт, что и при миллионном бюджете создатели Гарри Поттера предпочли CinePaint.

Впрочем, CinePaint - действительно профессиональный редактор, но не конкурент Photoshop"у. Он предназначен для массового выполнения, хоть и сложных, но рутинных операций. Эти операции всегда есть и еще долго будут. Чтобы быть конкурентоспособным, ему не нужно непрерывно обновляться. То же относится и к обработке научных фотографий, область, которую теперь Adobe тоже решила прибрать к рукам. В художественной фотографии, как только прием становится рутиной, он перестает приносить деньги. А новых инструментов не будет. Свои разрабатывать невыгодно, чужие - ни позаимствовать, ни перекупить будет не у кого. Так что будем надеяться на заоблачные цены на Photoshop, иначе есть риск, что процветание кончится.

На последней выставке Photokina был еще один анонс, который имеет прямое отношение к теме данной статьи. Metadata Working Group Introduces First Specification for Interoperability and Preservation of Metadata in Digital Photography. Фотографий становится все больше, и вопрос их систематизации становится архиважным. Возможно, внедрение нового стандарта и позволит наконец нам правильно понимать комментарии и технические параметры вне зависимости от того, аппаратом какой фирмы и на каком языке они записаны в файл. Рекомендовано использовать UTF-8. Однако список подписантов: Adobe, Apple, Canon, Microsoft, Nokia and Sony заставляет вспомнить, что обилием кодировок русского языка мы обязаны именно фирме Microsoft и что комментарии к фотографиям в Windows записывались в кодировке Юникод. Однако потом был шаг назад. В общем, поживем - увидим. Однако то, что среди разработчиков этого документа совсем не представлен мир Open Source, наводит на размышления, не преследуют ли они свои интересы и не придется ли нам через некоторое время покупать у них лицензию, чтобы прочитать свои старые комментарии. Присутствие разработчиков аппаратуры среди подписантов, безусловно, важно. Но поскольку последние 50 лет мы только удаляемся от открытых стандартов в фототехнике, и взаимозаменяемость аксессуаров и объективов становится все более и более проблематичной, мне представляется, что этот документ, если бы он основывался на открытых стандартах, то мог бы оказать положительное давление на производителей и заставить их делать фотокамеры хотя бы столь же унифицированными, как компьютеры.

Начало осени - самое время разобрать летние фотографии, а заодно и упорядочить семейный фотоархив. В течение многих лет миллионы пользователей применяли для этого бесплатную программу Picasa. Но в этом году, возможно, придется пересмотреть свои привычки - начиная с 1 мая Picasa больше невозможно скачать. Популярную программу постигла та же участь, что ранее Google Reader, и теперь ее поддержка прекращена. Работать с Picasa можно только в том случае, если вы скачали ее ранее, но нужно учитывать, что никакие обновления для нее выпускаться больше не будут.

Казалось бы, уж чего-чего, а программ для упорядочивания фотографий на рынке хватает, как платных, так и бесплатных. Но несмотря на огромный выбор приложений для работы с изображениями, найти полноценную замену Picasa не так-то просто. В основном потому, что при всей своей простоте эта программа была многофункциональной: с ее помощью можно было и организовать фотографии по альбомам, и отобрать снимки по различным критериям, и выполнить основные операции редактирования, и быстро загрузить альбомы в облако.

Не будем забывать, что Picasa была бесплатным решением, а значит, коммерческие программы как альтернативу рассматривать не стоит. Мы также намеренно не включаем в этот обзор программы, основной функцией которых является просмотр изображений. Наша цель - подыскать решения, позволяющие упорядочивать большие коллекции снимков и загружать фотографии в Интернет.

"Google Фото" - преемник Picasa

Для создания резервной копии фотоархива в облаке вряд ли можно найти лучшее решение, чем преемник Picasa - "Google Фото".

Во-первых, все веб-альбомы, загруженные при помощи Picasa, автоматически перенесены на новый сервис от Google. Во-вторых, как и в случае с Picasa, пользователи нового сервиса получают неограниченное пространство для хранения фотографий, размер которых не превышает 16 Мп. Для большинства людей, использующих свои смартфоны для съемки, это означает возможность бесплатной загрузки всего фотоархива, ведь число смартфонов с более качественными камерами не так велико (даже у iPhone 6s 12-Мп камера, а у Samsung Galaxy S6 — 16-Мп).

Для загрузки фотографий в облако с компьютера нужно использовать приложение Google Photo Backup . Как и Picasa, оно дает возможность автоматически загружать все фотографии с карт памяти, с рабочего стола и из стандартных папок Windows для хранения картинок. Кроме этого, можно добавить любое число дополнительных папок, в которых хранятся фотографии.

При автоматическом копировании фотографий в облако с карт памяти можно также выбрать папку, в которой будет сохраняться локальная копия изображений. Google Photos Backup может загружать изображения в исходном разрешении или же автоматически сжимать их. Файлы RAW поддерживаются, однако по умолчанию их загрузка отключена (это можно изменить в настройках).

Если с загрузкой изображений онлайн все более или менее понятно, то многие другие функции Picasa в "Google Фото" не перекочевали. В онлайновом сервисе достаточно скромные возможности редактирования изображений (да и, честно говоря, интерфейс редактора оставляет желать лучшего), нет привычных для пользователей Picasa тегов, подписей и комментариев к фотоснимкам. Поэтому если вы использовали Picasa не только как средство для загрузки фотографий онлайн, но и как каталогизатор и редактор, в дополнение к "Google Фото" стоит подыскать настольное приложение с нужной функциональностью.

BonAView 1.9.0

  • Разработчик: High Motion Software
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

BonAView - не самая известная программа для работы с фотоархивом, однако обойдена вниманием она незаслуженно. По функциональности она близка к Picasa, а кое в чем даже превосходит недавно закрытую программу.

Просмотр изображений возможен по каталогам, по альбомам или же в таком любимом пользователями Picasa режиме Timeline, когда фотографии автоматически упорядочиваются программой по времени съемки.

Для сортировки изображений можно использовать рейтинг, а также создавать пользовательские альбомы. BonAView подходит для работы с фотоколлекциями любого размера, так как поддерживает неограниченное число альбомов (в том числе и любое число вложенных альбомов). Число фотографий в каждом альбоме также не ограничивается.

Для сортировки изображений можно использовать фильтры. Они помогают отобразить только фотографии, относящиеся к тому или иному альбому, имеющие определенное название или заданный рейтинг.

Просмотр фотографий возможен в двух режимах: в виде эскизов, размером которых можно легко управлять при помощи специального ползунка, и в 3D-виде. Второй режим дает возможность работать с "каруселью" снимков, поворачивая и даже редактируя их по ходу просмотра.

Кстати, о редактировании. Функций для улучшения фотографий в BonAView немало. Есть возможности настройки цветопередачи, коррекции уровней и удаления «красных глаз», средства для автоматической настройки, инструменты для наведения резкости и размытия, около десятка эффектов (сепия, негатив, тень и пр.), хороший набор рамочек для разных случаев. Интересно, что, как и в "больших" фоторедакторах, тут есть возможность применять инструменты редактирования не ко всему изображению, а к его части, предварительно выделив требуемый фрагмент.

Стоит также обратить внимание на интересную функцию для создания визуальных аннотаций. Используя ее, можно добавлять на картинку различные графические элементы и текст.

Упомянем также об отличном встроенном поисковом движке. BonAView может искать фотографии по заданным папкам, по пользовательским альбомам, по определенным свойствам (размер, разрешение или тип файла, дата последнего изменения, рейтинг).

Чтобы быстро отобрать фотографии, хранящиеся в разных папках и альбомах, удобно использовать инструмент ImageBoard (аналог Photo Tray в Picasa). Когда фотографии помещены в ImageBoard, их можно добавлять в альбомы и выполнять другие операции как с группой. А вот полноценных средств для пакетной обработки в BonAView нет - для этого тот же разработчик предлагает отдельную программу ImBatch .

К сожалению, BonAView не содержит никаких средств для обмена фотографиями с другими людьми. Возможно, это связано с тем, что последняя версия программы датирована 2013 годом, когда социальные функции не были столь востребованны, как ныне. Однако BonAView можно использовать в связке с Google Photo Backup.

JetPhoto Studio 4.15

  • Разработчик: Atomix Technologies Limited
  • Операционная система: Windows/Mac
  • Распространение: бесплатно для некоммерческого использования (есть версия Pro)
  • Русский интерфейс: нет

JetPhoto Studio объединяет возможности каталогизатора, просмотрщика, графического редактора, а также содержит средства для публикации фотоальбомов в Интернете.

Для начала работы с программой нужно создать альбом. Затем в альбом добавляются фотографии из разных источников (с карты памяти, из локальных папок, с веб-камеры и т. д.). Сортируя изображения в альбоме, пользователь может помечать их звездочкой, добавлять ключевые слова и заметки (то есть текстовое описание фотографии). Также есть возможность редактирования информации в EXIF. Все эти данные могут использоваться при поиске нужных снимков. А отмеченные при помощи звездочки снимки могут быть быстро выделены. Для поиска фотографий удобно использовать календарь. Просто щелкните по нужной дате, и будут показаны только снимки, сделанные в этот день.

Кроме обычного для подобных приложений режима просмотра фотографий в виде эскизов, JetPhoto Studio предлагает интересную возможность показа изображений на карте. Программа прекрасно понимает геотеги и дает возможность присваивать их как вручную, так и на основе загруженного GPS-трека. Предусмотрена также интеграция с Google Earth, создание файлов KML и KMZ. Если данные о том, где был сделан фотоснимок, недоступны автоматически, их можно легко добавить, просто указав место на карте. Это можно делать и для группы фотоснимков, предварительно их выделив.

JetPhoto Studio предлагает множество самых разных способов удобного просмотра изображений. Например, на основе выбранных фотографий можно создать обои, флеш-галерею, хранитель экрана, слайд-шоу, веб-галерею в одном из нескольких форматов.

А вот возможности редактирования изображений более чем скромны. Есть только парочка самых простых эффектов, средства для базовой коррекции снимков и обрезки.

Как и Picasa, эта программа позволяет не только работать с фотографиями локально, но и публиковать их в Интернете. Есть два основных способа это сделать: с помощью сервиса Flickr и сервера JetPhoto Server. Второй способ подразумевает создание собственного сайта с веб-альбомами на основе предлагаемых шаблонов. Пользователю необходимо приобрести хостинг, развернуть на нем JetPhoto Server, а затем загрузить на сайт веб-альбомы из программы. Согласитесь, что для большинства это - слишком сложно и накладно (тем более что мы ищем альтернативу Picasa, а значит, бесплатные решения).

А вот интеграция с Flickr - это очень интересно, ведь на этом фотохостинге можно хранить фотографии общим объемом до 1 терабайта. Для того чтобы иметь возможность загружать на Flickr свои фотографии, нужно авторизовать JetPhoto Studio для доступа к учетной записи. После этого можно закачивать как альбомы целиком, так и выделенные фотографии. При этом можно загружать оригиналы или же сжимать изображения до указанного размера, управлять настройками приватности, добавлять геотеги. Ключевые слова и заметки, добавленные к фотографиям в JetPhoto Studio, будут также перенесены на Flickr. Для удобства пользователей перед каждой загрузкой показывается количество доступного свободного места.

Из недостатков JetPhoto Studio стоит отметить не очень отзывчивый интерфейс. Программа часто "задумывается" при выполнении некоторых операций, а импорт фотографий с настройками по умолчанию вообще парализует работу компьютера. Правда, если переключиться на импорт в фоновом режиме, с другими приложениями работать можно. В век, когда даже многие веб-приложения могут одновременно и загружать данные, и прекрасно откликаться на любые действия пользователя, это выглядит как архаизм. Впрочем, JetPhoto Studio и есть в некотором смысле пережитком прошлого, ведь последняя версия программы датирована 2013 годом.

Windows Photo Gallery ("Фотоальбом") 2012

  • Разработчик: Microsoft
  • Операционная система: Windows 7, Windows 8 и Windows 8.1
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

Возможно, кто-то посчитает приложение от Microsoft не самой лучшей альтернативой продукту Google, однако Windows Photo Gallery по функциональности очень близка к Picasa. Приложение можно скачать бесплатно в составе пакета Windows Essentials ("Основные компоненты Windows"). Кроме интересующего нас компонента, в пакет также входят редактор блогов, почтовое приложение, OneDrive и программа для работы с видеофайлами. При установке можно выбрать только те приложения, которые должны быть установлены.

Сразу после запуска Photo Gallery подхватывает все фотографии, хранящиеся в библиотеке изображений (по умолчанию это папки My Pictures и Public Pictures). Чтобы добавить другие изображения, нужно просто показать программе, где они хранятся, изменив настройки библиотеки.

Если нужно переписать фотографии с карты памяти, просто подключайте накопитель — программа тут же предложит импортировать снимки.

В окне Photo Gallery фотографии сортируются по времени съемки. При этом, как и в Picasa, рядом могут находиться фотографии, хранящиеся в разных папках. Их расположение на дисках значения не имеет. При желании можно выбрать один из множества других вариантов сортировки: по папкам, по рейтингу, по типам накопителей, по людям, изображенным на фотографиях, по названию, по геотегам. Внешний вид рабочей области приложения гибко настраивается: можно включить показ дополнительных сведений о файле, рейтинга, подписей, быстро изменить порядок сортировки и пр.

Для упорядочивания изображений предлагаются самые разные средства: рейтинг, флажки, подписи, текстовые теги, геотеги, информация о людях, присутствующих на фотографиях. Для добавления тегов разных видов удобно использовать боковую панель. По ходу работы в программе у пользователя составляется база тегов, и позже можно быстро находить фотографии, помеченные определенным ключевым словом, или те, на которых присутствуют нужные люди. Интересно, что Photo Gallery может помогать с определением людей: программа сама находит героев фотоснимков и предлагает указать, кто это.

Вся информация о фотографиях, добавленная в Photo Gallery, позже может быть использована при поиске. Например, можно искать снимки, сделанные в определенные месяцы и помеченные тем или иным тегом. Для определения критериев поиска применяются операторы AND и OR. Критерием для поиска также может являться тип файла (видео, фотография, файл Raw) и то, был ли он опубликован в Сети.

Photo Gallery позволяет отправлять фотографии и видеофайлы по почте, а также загружать на различные онлайновые сервисы: Flickr, OneDrive, Facebook, YouTube, Vimeo. Перед загрузкой изображения могут быть сжаты до желаемого размера. Кроме отправки в Интернет, фотографии можно использовать для создания панорам, коллажей, видеороликов (в приложении Movie Maker).

В Photo Gallery можно найти и некоторые средства для редактирования изображений. Тут есть несколько фильтров с удобной функцией предварительного просмотра, инструменты для цветокоррекции и удаления шума, настройки экспозиции и выравнивания фотоснимков. Кроме этого, прямо из программы можно переименовать файлы, изменить разрешение, отредактировать информацию о дате съемки. Удобно, что все внесенные изменения можно отменить нажатием одной кнопки.

К сожалению, поддержка Photo Gallery для Windows 7 в скором времени будет прекращена. Это связано с тем, что в Windows 8.1 и Windows 10 есть встроенное приложение Photos для просмотра, упорядочивания и публикации фотографий в Сети. Это приложение позволяет просматривать фотографии в разных режимах: по альбомам, по папкам или же по дате. Photos интегрировано с OneDrive, и все фотографии, с которыми пользователь работает в приложении, могут загружаться в облако. Альбомы создаются автоматически на основе лучших изображений или же пользователем вручную. Впрочем, по функциональности Photos уступает Photo Gallery (равно как и Google Photos уступает Picasa — упрощение нынче в моде).

Zoner Photo Studio Free 18

  • Разработчик: Zoner, Inc.
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

Мы намеренно разместили Zoner Photo Studio в конце обзора, оставив это приложение на десерт. Несмотря на то, что программа является младшим братом профессиональной версии Zoner Photo Studio, в ней есть все современные важные функции для упорядочивания фотоархива, а также бесплатная загрузка на собственный фотохостинг. От платной версии Zoner Photo Studio Free отличается тем, что в ней отсутствуют расширенные средства для редактирования изображений: маски, фильтры, градиенты, инструменты для выделения, для удаления шума, добавления рамок, коррекции перспективы, работы с HDR, а также инструменты для захвата экрана, пакетной обработки, создания видео слайд-шоу. Однако список того, что в программе есть, гораздо длиннее списка отсутствующих опций.

Zoner Photo Studio Free может работать и как простое средство для просмотра фотографий, хранящихся на диске или на любых носителях, и как каталогизатор. Для того чтобы создать базу фотоснимков, нужно импортировать их в программу из любой папки, с карты памяти и т. д. Фотографии, хранящиеся в базе, могут отображаться в виде календаря, по папкам или по ключевым словам. Режимов просмотра очень много: от такого, в котором основную часть окна занимает одно изображение, и до «плиток» (с возможностью гибкой настройки размера эскизов). Кроме этого, можно отображать несколько фотографий рядом, а также просматривать на карте снимки, помеченные геотегами.

Сортировка изображений тоже на высоте: фотографии могут быть отсортированы по названию, оценке, дате создания или последнего изменения. Есть также огромное количество расширенных критериев, задействующих все данные EXIF. Кроме этого, программа может отдельно показывать изображения RAW и JPEG, отдавая предпочтение или первым, или вторым.

Справа от области просмотра есть информационная панель, на которой можно легко редактировать все данные о фотоснимке. Так, есть возможность установить цветовую метку, добавить рейтинг, заголовок, описание, ключевые слова, изменить информацию EXIF.

Zoner Photo Studio Free не работает со сторонними облачными сервисами, однако предлагает неограниченное пространство для хранения фотоснимков на собственном фотохостинге Zonerama. После создания учетной записи и галереи на панели навигации появляется пункт Zonerama с двумя папками: «Общие альбомы» и «Скрытые альбомы». Несложно догадаться, что все фотографии, отправленные в первую, становятся общедоступными, а снимки, загруженные во вторую папку, могут быть просмотрены только владельцем. Для загрузки фотографий достаточно просто выделить их и перенести в нужный альбом мышью.

Несмотря на то, что возможности редактирования ограничены по сравнению с профессиональной версией Zoner Photo Studio, для бесплатной программы их набор достаточно внушителен. Можно не только изменять разрешение изображения и размер холста, но и добавлять текст, помещать одно изображение на другое, добавлять некоторые эффекты, выполнять цветокоррекцию, улучшать резкость, работать с выдержкой и балансом белого.

Заключение

В целом, как показало наше небольшое исследование, большинство бесплатных программ, которые могут рассматриваться как достойная альтернатива Picasa, имеют один общий недостаток: они достаточно старые. Поэтому еще надо подумать, стоит ли переходить на незнакомое решение или на какое-то время остаться на брошенной, но пока еще работающей Picasa. Единственная программа, которая выделяется на фоне остальных тем, что активно развивается и выглядит современно, - это Zoner Photo Studio Free. Её, по всей видимости, и можно рекомендовать как самую лучшую замену Picasa.

Довольно сложно научиться хорошо фотографировать если не знаешь основ и главных терминов и понятий в фотографии. Поэтому задача данной статьи — дать общее понимание того, что есть фотография, как работает фотоаппарат и познакомиться с основными фотографическими терминами.

Так как на сегодняшний день, пленочная фотография уже стала в основном историей, то речь дальше пойдет про цифровую фотографию. Хотя 90% всей терминологии неизменно, а принципы получения фотографии одни и те же.

Как получается фотография

Термин фотография означает рисование светом. Фактически, фотоаппарат фиксирует свет попадающий через объектив, на матрицу и на основе этого света формируется изображение. Механизм того, как на основе света получается изображение — довольно сложен и на эту тему написано много научных трудов. По большому счету, детальное знание данного процесса не столь необходимо.

Как же происходит формирование изображения?

Проходя через объектив, свет попадает на светочувствительный элемент, который его фиксирует. В цифровых камерах этим элементом является матрица. Матрица изначально закрыта от света шторкой (затвор фотоаппарата), которая при нажатии кнопки спуска убирается на определенное время (выдержка), позволяя свету в течении этого времени воздействовать на матрицу.

Результат, то есть сама фотография, напрямую зависит от количества света, попавшего на матрицу.

Фотография — это фиксация света на матрице фотоаппарата

Типы цифровых фотоаппаратов

По большому счету можно выделить 2 основных типа фотокамер.

Зеркальные (DSLR) и без зеркальные. Основная разница между ними в том, что в зеркальном фотоаппарате, через установленное в корпусе зеркало, вы видите в видоискателе изображение непосредственно через объектив.
То есть «что вижу — то снимаю».

В современных без зеркальных для этого используются 2 приема

  • Видоискатель оптический и расположен в стороне от объектива. При съемке надо делать небольшую поправку на смещение видоискателя относительно объектива. Обычно используется на «мыльницах»
  • Электронный видоискатель. Самый простой пример — передача изображения прямо на дисплей фотокамеры. Обычно используется на мыльницах, но в зеркальных камерах этот режим часто используется вместе с оптическим и называется Live View.

Как работает фотоаппарат

Рассмотрим работу зеркальной камеры, как наиболее популярного варианта, для тех кто действительно хочет чего то добиться в фотографии.

Зеркальная камера состоит из корпуса (обычно — «тушка»,»боди» — от английского body) и объектива («стекло», «линза»).

Внутри корпуса цифровой камеры стоит матрица, которая фиксирует изображение.

Обратите внимание на схему выше. Когда вы смотрите в видоискатель, свет проходит через объектив, отражается от зеркала,затем преломляется в призме и попадает в видоискатель. Таким образом вы видите через объектив то, что будете снимать. В момент, когда вы нажимаете спуск, зеркало поднимается, открывается затвор, свет попадает на матрицу и фиксируется. Таким образом получается фотография.

Теперь перейдем к основным терминам.

Пиксель и мегапиксель

Начнем с термина «новой цифровой эры». Он относится скорее к компьютерной области, чем к фото, но тем не менее важен.

Любое цифровое изображение создается из маленьких точек, которые называются пикселями. В цифровой фотографии — количество пикселей на снимке ровняется количеству пикселей на матрице камеры. Собственно матрица и состоит из пикселей.

Если вы многократно увеличите любой цифровой снимок, то заметите что изображение состоит из маленьких квадратиков — это и есть пиксели.

Мегапиксель — это 1 миллион пикселей. Соответственно, чем больше мегапикселей в матрице фотоаппарата, тем из большего числа пикселей состоит изображение.

Если сильно увеличить фото — можно увидеть пиксели

Что дает большое количество пикселей? Все просто. Представьте что вы рисуете картину не штрихами, а ставя точки. Сможете ли вы нарисовать круг, если у вас есть всего 10 точек? Возможно получится это сделать, но скорее всего круг будет «угловатым». Чем больше точек, тем более детальным и точным получится изображение.

Но тут кроется два подвоха, успешно эксплуатируемые маркетологами. Во первых — одних лишь мегапикселей мало для получения качественных снимков, для этого еще нужен качественный объектив. Во вторых — большое количество мегапикселей важно для печати фотографий в большом размере. Например для постера во всю стену. При просмотре снимка на экране монитора, особенно уменьшенного под размер экрана — разницы между 3 или 10 мегапикселями вы не увидите по простой причине.

В экран монитора обычно влезает намного меньше пикселей, чем содержится в вашем снимке. То есть на экране, при сжатии фотографии до размеров экрана и менее, вы теряете бОльшую часть своих «мегапикселей». И 10 мегапиксельный снимок превратится в 1мегапиксельный.

Затвор и выдержка

Затвор — это то, что закрывает матрицу фотоаппарата от света, пока вы не нажали на кнопку спуска.

Выдержка — это то время, на которое открывается затвор и приподнимается зеркало. Чем меньше выдержка — тем меньше света попадет на матрицу. Чем больше время выдержки — тем больше света.

В яркий солнечный день, чтобы на матрицу попало достаточное количество света, вам потребуется очень короткая выдержка — например, всего лишь 1/1000 секунды. Ночью, чтобы получить достаточное количество света, может потребоваться выдержка в несколько секунд и даже минут.

Выдержка определяется в долях секунды или в секундах. Например 1/60сек.

Диафрагма

Диафрагма это многолепестковая перегородка находящаяся внутри объектива. Она может быть полностью открыта или закрыта настолько, что остается всего лишь маленькое отверстие для света.

Диафрагма так же служит для ограничения количества света попадающего в итоге на матрицу объектива. То есть выдержка и диафрагма выполняют одну задачу — регулирование потока света попадающего на матрицу. Зачем же использовать именно два элемента?

Строго говоря, диафрагма не является обязательным элементом. Например в дешевых мыльницах и камерах мобильных устройств она отсутствует как класс. Но диафрагма крайне важна для достижения определенных эффектов связанных с глубиной резкости, о которой речь пойдет далее.

Диафрагма обозначается буквой f за которой через дробь стоит число диафрагмы, например, f/2.8. Чем меньше число, тем больше раскрыты лепестки и шире отверстие.

Светочувствительность ISO

Грубо говоря это чувствительность матрицы к свету. Чем выше ISO тем матрица восприимчивее к свету. Например, для того чтобы получить хороший снимок при ISO 100 вам потребуется определенное количество света. Но если света мало, вы можете поставить ISO 1600, матрица станет более чувствительной и хорошего результата вам потребуется в несколько раз меньше света.

Казалось бы в чем проблема? Зачем делать разное ISO если можно сделать максимальное? Причин несколько. Во первых — если света очень много. Например, зимой в яркий солнечный день, когда кругом один снег, у нас встанет задача ограничить колоссальное количество света и большое ISO будет только мешать. Во вторых (и это главная причина) — появление «цифрового шума».

Шум это бич цифровой матрицы, который проявляется в появлении «зернистости» на фотографии. Чем выше ISO тем больше шума, тем хуже качество фото.

Поэтому количество шума на высоких ISO один из важнейших показателей качества матрицы и предмет постоянного совершенствования.

В принципе, показатели шума на высоких ISO у современных зеркалок, особенно топового класса находятся на довольно хорошем уровне, но до идеала еще далеко.

Из за технологических особенностей, количество шума зависит от реальных, физических размеров матрицы и размеров пикселей матрицы. Чем меньше матрица и чем больше мегапикселей — тем выше шумы.

Поэтому «кропнутые» матрицы фотокамер мобильных устройств и компактных «мыльниц» всегда будут шуметь намного больше чем у профессиональных зеркалок.

Экспозиция и экспопара

Познакомившись с понятиями — выдержка, диафрагма и чувствительность, перейдем к самому главному.

Экспозиция является ключевым понятием в фотографии. Не понимая что такое экспозиция — вы вряд ли научитесь хорошо фотографировать.

Формально экспозиция - это величина засветки светочувствительного сенсора. Грубо говоря — количество света попавшего на матрицу.

От этого будет зависеть ваш снимок:

  • Если он получился слишком светлый — то изображение переэкпонированное, на матрицу попало слишком много света и вы «засветили» кадр.
  • Если снимок слишком темный — изображение недоэкспонированное, нужно чтобы на матрицу попало больше света.
  • Не слишком светлый, не слишком темный — значит экспозиция выбрана правильно.

Слева направо — переэкпонированный снимок, недоэкспонированный и правильно экспонированный

Экспозиция формируется подбором комбинации выдержки и диафрагмы, которая еще называется «экспопара». Задача фотографа, подобрать комбинацию так, чтобы обеспечить необходимое количество света для создания изображения на матрице.

При этом надо учитывать чувствительность матрицы — чем выше ISO, тем меньше должна быть экспозиция.

Точка фокусировки

Точка фокусировки или просто фокус — это та точка, на которую вы «навели резкость». Сфокусировать объектив на предмете, значит таким образом подобрать фокусировку, чтобы этот предмет получился максимально резким.

В современных камерах обычно используется автофокус, сложная система позволяющая автоматически фокусироваться на выбранной точке. Но принцип работы автофокуса зависит от множества параметров, например от освещенности. При плохом освещении автофокус может промахиваться или вообще окажется неспособен выполнить свою задачу. Тогда придется переключиться на ручную фокусировки и надеяться на свой собственный глаз.

Фокусировка по глазам

Точку, на которой будет фокусироваться автофокус — видно в видоискателе. Обычно это маленькая красная точка. Изначально она стоит по центру, но на зеркальных камерах вы можете выбрать другую точку для лучшей компоновки кадра.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это одна из характеристик объектива. Формально эта характеристика показывает расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где образуется резкое изображение объекта. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах.

Важнее физическое определение фокусного расстояния, а в чем практический эффект. Тут все просто. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив «приближает» объект. И тем меньше «угол зрения» объектива.

  • Объективы с небольшим фокусным расстоянием называют широкоугольными («ширики») — они ничего не «приближают» но зато захватывают большой угол зрения.
  • Объективы с большим фокусным расстоянием — называют длиннофокусными, или телеобъективами («телевик»).
  • называют «фиксами». А если вы можете менять фокусное расстояние, то это «объектив с трансфокатором», а проще говоря — зум объектив.

Процесс зуммирования — это процесс изменения фокусного расстояния объектива.

Глубина резкости или ГРИП

Еще одним важным понятием в фотографии является ГРИП — глубина резко изображаемого пространства. Это та зона за точкой фокусировки и перед ней, в пределах которой объекты в кадре выглядят резкими.

При небольшой глубине резкости — предметы будут размыты уже в нескольких сантиметрах или даже миллиметрах от точки фокусировки.
При большой глубине резкости — резкими могут быть предметы на расстоянии десятков и сотен метров от точки фокусировки.

Глубина резкости зависит от значения диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до точки фокусировки.

Подробнее про то, от чего зависит глубина резкости можно прочитать в статье « »

Светосила

Светосила — это пропускная способность объектива. Другими словами — это максимальное количество света, которое объектив способен пропустить к матрице. Чем больше светосила, тем лучше и тем дороже объектив.

Светосила зависит от трех составляющих — минимально возможной диафрагмы, фокусного расстояния, а так же от качества самой оптики и оптической схемы объектива. Собственно качество оптики и оптическая схема как раз и влияют на цену.

Не будем углубляться в физику. Можно сказать что светосила объектива выражается отношением максимально открытой диафрагмой к фокусному расстоянию. Обычно именно светосилу производители указывают на объективах в виде числа 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и т.п.

Чем больше соотношение, тем больше светосила. Соответственно, в данном случае, самым светосильным будет объектив 1:1.2

Carl Zeiss Planar 50мм f/0.7 — один из самых светосильных объективов в мире

К выбору объектива по светосиле надо относиться разумно. Так как светосила зависит от диафрагмы, то светосильный объектив на минимальной диафрагме будет иметь очень небольшую глубину резкости. Поэтому есть шанс, что вы никогда не воспользуетесь f/1.2, так как просто не сможете толком сфокусироваться.

Динамический диапазон

Понятие динамического диапазона так же очень важно, хотя вслух звучит не очень часто. Динамический диапазон — это способность матрицы, передать без потерь одновременно яркие и темные участки изображения.

Вы наверняка замечали, что если попытаться снять окно находясь в центре комнаты, то на снимке получится два варианта:

  • Хорошо получится стена, на которой расположено окно, а само окно будет просто белым пятном
  • Хорошо будет виден вид из окна, но стена вокруг окна превратится в черное пятно

Это происходит из за очень большого динамического диапазона подобной сцены. Разница в яркости внутри комнаты и за окном, слишком большая, чтобы цифровой фотоаппарат смог ее воспринять целиком.

Другой пример большого динамического диапазона — пейзаж. Если небо яркое, а низ достаточно темный, то или небо на снимке будет белым или низ черным.

Типичный пример сцены с большим динамическим диапазоном

Мы видим все нормально, потому что динамический диапазон воспринимаемый человеческим глазом намного шире чем тот, что воспринимают матрицы фотоаппаратов.

Брекетинг и экспокоррекция

В экспозицией связано еще понятие — брекетинг. Брекетинг, это последовательная съемка нескольких кадров с разной экспозицией.

Обычно используется так называемый автоматический брекетинг. Вы задаете камере количество кадров и смещение экспозиции в ступенях (стопы).

Чаще всего используется три кадра. Допустим мы хотим сделать 3 кадра во смещением в 0.3 стопа (EV). В этом случае камера сначала сделает один кадр с заданным значением экспозиции, затем с экспозицией смещенной на -0.3 стопа и кадр со смещением на +0.3 стопа.

В итоге вы получите три кадра — недоэкспонированный, переэкспонированный и нормально экспонированный.

Брекетинг может использоваться для более точного подбора параметров экспозиции. Например вы не уверены в том, что выбрали правильную экспозицию, снимаете серию с брекетингом, смотрите на результат и понимаете в какую сторону надо изменить экспозицию, в большую или меньшую.

Пример снимка с экспокоррекцией на -2EV и +2EV

После чего можно воспользоваться экспокоррекцией. То есть вы точно так же устанавливаете на камере — сделать кадр с экспокоррекцией +0.3 стопа и нажимаете на спуск.

Камера берет текущее значение экспозиции, добавляет к ней 0.3 стопа и делает кадр.

Экспокорекция бывает очень удобна для быстрой подстройки, когда вам некогда думать над тем, что нужно изменить — выдержку, диафрагму или чувствительность чтобы получить правильную экспозицию и сделать снимок светлее или темнее.

Кроп фактор и полнокадровая матрица

Это понятие пришло в жизнь вместе с цифровой фотографией.

Полнокадровым принято считать физический размер матрицы, равный размеру 35мм кадра на пленке. Ввиду стремления к компактности и стоимости изготовления матрицы, в мобильных устройствах, мыльницах и не профессиональных зеркалках устанавливают «кропированные» матрицы, то есть уменьшенные в размерах относительно полнокадровой.

Исходя из этого, полнокадровая матрица имеет кроп фактор равный 1. Чем больше кроп фактор — тем меньше площадь матрицы относительно полного кадра. Например при кроп факторе 2 — матрица будет в два раза меньше.

Объектив предназначенный для полного кадра, на кропнутой матрице захватит только часть изображения

В чем недостаток кропнутой матрицы? Во первых — чем меньше размер матрицы — тем выше шум. Во вторых 90% объективов, произведенных за десятилетия существования фото, расчитаны на размер полного кадра. Таким образом, объектив «передает» изображение в расчете на полный размер кадра, но маленькая кропнутая матрица воспринимает только часть этого изображения.

Баланс белого

Еще одна характеристика, появившаяся с приходом цифровой фотографии. Баланс белого — это подстройка цветов снимка для получения естественных оттенков. При этом отправной точкой служит чистый белый цвет.

При правильном балансе белого — белый цвет на фото (например бумага) выглядит действительно белым, а не синеватым или желтоватым.

Баланс белого зависит от типа источника света. Для солнца он один, для пасмурной погоды другой, для электрического освещения третий.
Обычно новички снимают на автоматическом балансе белого. Это удобно, так как камера сама выбирает нужное значение.

Но к сожалению, автоматика далеко не всегда так умна. Поэтому профи часто выставляют баланс белого вручную, используя для этого лист белой бумаги или другой предмет, имеющий белый цвет или максимально близкий к нему оттенок.

Другим способом является коррекция баланса белого на компьютере, уже после того как снимок сделан. Но для этого крайне желательно снимать в RAW

RAW и JPEG

Цифровая фотография это компьютерный файл с набором данных из которых формируется изображение. Самый распространенный формат файла для показа цифровых фотографий — JPEG.

Проблема в том, что JPEG — это так называемый формат сжатия с потерями.

Допустим у нас есть красивое закатное небо, в котором тысяча полутонов самых разных мастей. Если мы попытаемся сохранить все многообразие оттенков, размер файла будет просто огромен.

Поэтому JPEG при сохранении выкидывает «лишние» оттенки. Грубо говоря если в кадре есть синий цвет, чуть более синий и чуть менее синий, то JPEG оставит только один из них. Чем сильнее «сжат» Jpeg — тем меньше его размер, но тем меньше цветов и деталей изображения он передает.

RAW — это «сырой» набор данных зафиксированный матрицей фотоаппарата. Формально эти данные еще не являются изображением. Это исходное сырье для создания изображения. Благодаря тому, что RAW хранит полный набор данных, у фотографа появляется намного больше возможностей для обработки этого изображения, особенно если требуется какая то «коррекция ошибок» допущенных на стадии съемки.

Фактически при съемке в JPEG, происходит следующее, камера передает «сырые данные» микропроцессору фотоаппарата, он обрабатывает их согласно заложенным в него алгоритмам «чтобы получилось красиво», выкидывает все лишнее с его точки зрения и сохраняет данные в JPEG который вы и видите на компьютере как итоговое изображение.

Все бы хорошо, но если вы захотите что то изменить, может оказаться что нужные вам данные процессор уже выкинул как ненужные. Вот тут то и приходит на помощь RAW. Когда вы снимаете в RAW камера просто отдает вам набор данных, а дальше — делайте с ними что хотите.

Об это часто стукаются лбом новички — начитавшись, что RAW дает лучшее качество. RAW не дает лучшего качества сам по себе — он дает намного больше возможностей получить это лучшее качества в процессе обработки фотографии.

RAW это исходное сырье — JPEG готовый результат

Например загружайте в Lightroom и создавайте свое изображение «вручную».

Популярной практикой является одновременная съемка RAW+Jpeg — когда камера сохраняет и то и другое. JPEG можно использовать для быстрого просмотра материала, а если что не так и требуется серьезная коррекция, то у вас есть исходные данные в виде RAW.

Заключение

Надеюсь эта статья поможет тем, кто только хочет заняться фотографией на более серьезном уровне. Возможно некоторые термины и понятия покажутся вам слишком сложными, но не бойтесь. На самом деле все очень просто.

Если у вас есть пожелания и дополнения к статье — пишите в комментариях

Глава 1. Вводная.

Эта книга написана потому, что разочарованный другими книгами, где, к сожалению, из 15-20 глав лишь несколько были посвящены цифровой фотографии , я решился на написание этой. В основном, в таких книгах описывают историю фотографии, преимущество и недостатки цифрового фото, редактирование изображений и способы хранения фотографий. В этой книге мы сожмём всё ненужное в несколько абзацев и разберём максимально значимые для вас вещи.

Думаю вас не надо убеждать, что цифровая фотография - это удивительная вещь, также вас не интересует история создания и какие-то древние полупроводники, которые давно уже не используются. К тому же после покупки фотоаппарата вы найдёте к ней описание, которое подробно описывает как включить аппаратуру, навести резкость и, наконец, сделать снимок. Существует множество литературы, которая предназначена для начинающих фотографов и таких, чьи действия обозначаются: наведи и снимай. Эти статьи предназначены для творческой техники фотографирования. В первых трёх главах, которые являются основами, она будет содержать немного технической информации, но всё, что содержится далее вдохновит вас на создание именно тех снимков, о которых вы мечтали. Из главы Основы, вы узнаете:

1. Как располагать людей индивидуально или в группах.

2. Как осуществлять съёмку крупным планом, используя специальные возможности цифрового фотоаппарата.

3. Как задействовать сканер для получения снимков крупного плана или снимков крупных объектов.

4. Как снимать действия и спортивные мероприятия.

5. Как использовать фотоаппарат в ситуациях, которые требуют решительных действий.

6. Создание изображений для публикаций.

7. Секреты по устранению дефектов фотографии.

8. Когда нужно использовать сканер вместо цифровой фотографии.

9. Спец-эффекты, которые изменят любую фотографию в лучшую сторону.

Если вы начинающий фотограф и хотите выбрать подходящую школу фотомастерства, то нелишним было бы почитать отзывы о фотошколах . Мнения и советы студентов, которые уже прошли обучение.

Здесь полезную информацию найдут для себя обладатели цифрового аппарата и деловые люди, которые хотели бы использовать мир фотографии на другом, высоком уровне, чем просто щёлкать фото родных и знакомых. Изучив данный материал, вы разнообразите свою жизнь и улучшите качество своих фото. Если вы уже знакомы со своим цифровым фотоаппаратом и теперь озадачены тем, что хотите получше применить его, этот материал будет путеводителем для вашей мечты и повышения мастерства. Итак, краткая характеристика тех, для кого написана эта книга:

1. Те, кто хотят создавать отличные фотографии, и их интерес растёт к своему делу и грозит перейти в профессионализм.

2. Те, кто хочет использовать профессиональные изображения для личных или деловых WEB-сайтов.

3. Бизнесмены, которые хотят использовать свои графические ресурсы для продвижения своего бизнеса.

4. Работники компаний, которые не имеют навыков фотографирования, но при этом постоянно работают с графикой и которым нужно научиться использовать цифровые изображения для отчётов, презентаций или выступлений.

5. Профессиональные WEB-мастера с хорошими навыками программирования и маленьким опытом фотографирования.

6. Графические художники и другие знатоки редактирования изображений в Фотошопе или другой графической программе, которым нужно узнать всё о цифровой фотографии.

7. Преподаватели цифровой фотографии, которым необходимо узнать что-то дополнительное.

Некоторые из вас будут использовать эту книгу, что бы только удовлетворить своё любопытство о цифровой фотографии, перед тем как купить камеру или сканер и начнут делать снимки. Однако большинство уже имеет камеру, и хотят спросить: Для меня ли эта книга? Если вы подпадаете хоть под одну из вышеперечисленных категорий — эта книга вам будет крайне полезна.

Основы цифровой фотографии:

Ваш цифровой фотоаппарат имеет определённые характеристики, которые присущи всем моделям. Это разрешение, дисплей, запоминающее устройство и ещё некоторые автоматические свойства. Каждая последующая глава откроет дополнительные возможности по использованию этих и многих других функций. Здесь не будут называться имена моделей фотокамер, так как для данной книги это большого значения не имеет, характеристики фотоаппаратов довольно схожи. Потому, когда речь будет заходить о 4, 3.3, 2 или 1 мегапиксельных камерах, будет иметься в виду тип фотокамеры, а не модель. Для описываемых в данной книге техник, вам понадобиться камера минимум с 2-мегапиксельным разрешением. Камера с 2-мегапиксельным сенсором даёт разрешение 1600*1200 пикселей, что вполне достаточно для получения отпечатков 15*20 см на принтере с разрешением 200 dpi. 2-мегапиксельная камера фиксирует достаточно информации, что бы впоследствии произвести кадрирование изображения, особенно если фотография будет использована для WEB-страницы и отпечатков 10*12 см.

Если у вашей камеры 3 или 6-мегапиксельный сенсор или ещё выше - вы располагаете особыми возможностями. Вы сможете создавать отпечатки большого размера, вырезать отдельные части изображения и добавлять изменения.

Ещё одно требования предъявляется к объективу вашей камеры. Для максимально эффективного применения приёмов, изложенных в данной статье, вам следует иметь зум, с коэффициентом изменения фокусного расстояния 2:1 или 3:1, желательно также располагать возможностью макросъёмки. Некоторые из наиболее интересных эффектов требуют использования широкоугольного или телеобъектива, а также отображения крупным планом. Но даже если у вас недорогая камера, которая не предоставляет достаточного увеличения, мы рассмотрим, как использовать уже имеющиеся свойства для получения тех же результатов.

Другие компоненты, такие, как тип и объём запоминающего устройства, выдержка ручная или автоматическая, способы фокусирования, встроенная вспышка могут быть какими угодно. Вы научитесь максимально эффективно использовать все особенности вашей камеры.

Для применения рекомендаций этого материала совсем не обязательно иметь сканер, однако, если он у вас есть, вы узнаете о некоторых других техниках, которые позволят вам заменять и дополнять цифровую камеру. Модель сканера не важна, главное, что бы он был планшетного типа. Здесь же будет приведена разница между типами планшетных сканеров и их возможностями.

Преимущества цифровой обработки очевидны. Если у вас есть цифровая камера, компьютер, принтер, вы можете запечатлеть изображения, улучшить их и ретушировать, размножать, высылать по электронной почте или размещать на WEB-страницах. Недостатки цифровых камер только в том, что они намного дороже стандартных мыльниц, с подобными функциями. Цифровая плёнка, хоть и обладает свойством многократного использования, но всё же, весьма дорога. Но здесь же и плюс: купив один раз такой аппарат и плёнку, вы можете печатать только те снимки, что вам понравились, а остальные просто стирать из памяти.

Цифровые камеры отличаются друг от друга, но все они имеют некоторые определённые моменты. Все камеры имеют объектив, оптический видоискатель, жидкокристаллический дисплей, предварительный просмотр изображений, меню управления камерой, кнопка спуска и затвора, кнопки управления. Так же стоит упомянуть, что большинство из камер имеют отверстие для съёмного запоминающего устройства, электронную вспышку, монохромный дисплей для отображения количества оставшихся кадров, режима камеры и другой информации, USB-порт. В камере может быть штативное гнездо или инфракрасный порт для беспроводной передачи снимков.

Что касается цифровых сканеров скажем что они бывают с автоматической подачей бумаги и, исчезнувшие в наше время, ручные сканеры, оставив нам развивающуюся группу планшетных сканеров. Размером они бывают разные, такие, которые напоминают ноутбук и такие, которые похожи на настольный фотокопировальный аппарат. Существуют и такие, которые совмещают в себе функции принтера.

Все сканеры планшетного типа имеют крышку, которая закрывает рабочую область. У некоторых имеется встроенный в крышку источник света для сканирования цветных слайдов и прозрачных плёнок. Они также имеют интерфейсный порт для соединения с компьютером посредством параллельного USB или SCSI-соединения. Различия будут пояснены в последующих главах.

Мы заканчиваем вводную главу «Основы» и теперь перейдём ко второй главе , в которой будут пояснены различные категории цифровых камер и опции настроек.