Жанр произведения маргарита за прялкой шуберта. Вокальное творчество шуберта

Гретхен за прялкой И.В. Гёте. Текст. Перевод Э. Губера

1 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

2 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар стастей, и стан высокий, и блеск очей...Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

3 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть.

Тяжка печаль и грустен свет!

В 1814 году австрийский композитор Франц Шуберт написал песню «Гретхен за прялкой», положив на музыку стихотворение из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Ему самому было тогда 17 лет и он был влюблён в девушку - её звали Тереза Гроб.

Гретхен - уменьшительное от Маргариты имя. Маргарита - бедная молодая девушка, чуть больше четырнадцати лет, живет с матерью в маленьком домике и зарабатывает на жизнь прядением ниток. Однажды на улице с ней знакомится Фауст. Он влюбляет в себя Маргариту, с помощью Мефистофеля (духа отрицания - черта, который владыка подземного мира, поэтому знает тайну старинных кладов) делает ей царские подарки - 2 шкатулки с драгоценностями, надеясь приобрести ее хорошее к себе расположение. Маргарита не может противиться своей первой в жизни любви - не потому, что ее возлюбленный дарит ей подарки, а потому что он волшебно красив, молод, учен, искушен, умен и дерзок. Именно волшебно, потому что на самом деле это старый доктор Фауст, с помощью Мефистофеля ставший снова молодым. Всю свою жизнь провел Фауст за книгами, изучая человеческие науки, однако понял, что никаких нужных знаний из книг не добыл. Однажды он открыл старую магическую книгу и вызвал великий дух, но не смог с ним совладать из-за своей ограниченной человеческой природы. Вызывание духа Фаустом подсмотрел Мефистофель и поспорил с Богом, что сможет обыграть Фауста и забрать его душу после смерти. Бог разрешил Мефистофелю сыграть с Фаустом шутку, Бог верит в ум Фауста и знает, что Фауст не позволит черту забрать его душу. Фауст, уже много испытавший в жизни, любит Маргариту не самозабвенной любовью юности, а как человек, получивший возможность наслаждаться человеческими чувствами и оценивать их с высоты уже прожитой жизни. Поэтому Фауст (он представляется Маргарите Генрихом) не часто появляется у Маргариты, иногда он уединяется в лесу и радуется своей любви один. В такие моменты Маргарита ждет своего возлюбленного, а он все не приходит. Маргарита испытывает тревожные и тоскливые чувства, они окрашены в темные тона.

Один из таких моментов и выражен в этой песне. Маргарита, как и всегда, сидит за прялкой. Обычно её голову заполняют светлые и спокойные мысли. Теперь, после знакомства с Фаустом, все мысли её только о нем и они тревожные и темные, точно она предчувствует свою гибель. Шуберт выбирает для песни соответствующую тональность, тональность итальянских слёзных арий - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия - непрерывно кружащиеся шестнадцатые в размере 6/8 и относительно высокая тесситура песни (она написана для сопрано), вызывающая ассоциацию с криком - там, где появляется динамика фортиссимо. Фортепианная партия играет и живописную роль - изображает жужжание прялки. Впечатлению движения веретена по кругу способствует "сглаженный, круглый" размер - 6/8. Вокальная партия состоит из фраз короткого дыхания, прерываемых паузами. Ее составляют интервалы вздоха, стона - малые нисходящие секунды, малые нисходящие терции, интервалы призыва - чистые затактовые восходящие кварты, чистые затактовые восходящие квинты, тритон, звучащий тоскливо. Песня начинается рефреном ("Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет!"), проходящим еще 2 раза в середине песни и звучащим последний раз в конце всей песни. В песне 3 куплета. Однако куплеты вариативны. Начавшись одинаковым рефреном, они развиваются по-разному - мелодически и тонально - захватывая разные тональности - Шуберт дает музыке следовать за литературным текстом. Кульминация песни - во 2-м куплете, она падает на слово "поцелуй" - здесь высокая "соль" (второй октавы) в вокальной партии гармонизуется диссонансом - доминантовым квинтсекстаккордом. Здесь Шуберт рисует остановку прялки - "на 3 такта" Гретхен забывает о ней. Затем движение прялки постепенно восстанавливается - устанавливается доминантовый органный пункт, на котором паузы чередуются с кружащимися шестнадцатыми. В этом же втором куплете Маргарита вспоминает облик Генриха-Фауста - и ее мысли светлеют - появляется несколько отклонений в мажорные тональности. В других куплетах кратковременные появления мажора сразу же омрачаются минорной субдоминантой к нему. В песне обращает на себя внимание огромное количество органных пунктов - самых разных ступеней. Таким образом рисует Шуберт статичность сцены - Маргарита ведь сидит и не двигается с места.

Этот монолог Гретхен - излияние ее чувств любви - наполнен не только выразительными лирическими, но и живописными деталями - так пишутся сцены в опере.

Послушать хорошее исполнение песни можно здесь:

запрос - classic-online.ru шуберт гретхен за прялкой

адрес - http://www.classic-online.ru/ru/production/11505 Исполнитель: Элизабет Шуман (сопрано)

Франц Шуберт «Gretchen am Spinnrade»

( Гретхен за прялкой ) Op. 2 (1814)

"Гретхен за прялкой"(нем.- уменьшительное от Маргариты) — монодрама, исповедь души. Один из Шубертовских шедевров, зрелое произведение, не смотря на то что написал его в 17 лет, а самое главное что композитор находит здесь круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаяния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.

Песня «Гретхен за прялкой» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту, отмечена подлинной творческой зрелостью (1814).

В «Фаусте» Гёте песня Гретхен — небольшой, как бы вставной эпизод, не претендующий на полноту обрисовки одного из центральных персонажей. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику, обобщая черты этого чистого, поэтичного образа. Песня Гретхен может быть отнесена к категории произведений, именуемых Серовым «великими драматическими поэмами».

Песня Гретхен — тонкий психологический этюд, раскрывающий «ее любовь, как половодье, без удержу, без берегов» (перевод Б. Пастернака).

Шуберт глубоко проникает во внутренний мир любящей и страдающей женщины, показывает всю бесконечную женственность Гретхен, переходы и оттенки ее чувств: душевную взволнованность и мечтательную задумчивость, тоску и томление страсти, предчувствие трагической разлуки. «Тяжка печаль и грустен свет»,— так начинает и заканчивает Гретхен свою песню.

Напряженность душевной жизни Гретхен проступает особенно ярко на фоне житейски обыденной домашней обстановки. В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное гудение веретена предается своим мыслям.

«Гретхен за прялкой» (другое название — «Маргарита за прялкой») изложена в строфической (куплетной) форме. Но лирико-драматический замысел песни, ее «сюжетность» определили более сложную и драматическую трактовку формы. Каждая из трех строф песни в соответствии с поэтическим текстом Гёте начинается одинаково — с припева, и его строение остается неизменным. Зато рамки следующего раздела строфы раздвигаются: в каждом новом разделе происходит вариационное развитие материала, заложенного в припеве. Кроме того, припев и следующий за ним развивающийся раздел куплета связывают разной протяженности переходные построения, которые способствуют единству формы, а также расширению ее общих границ.

Обе партии — вокальная и фортепианная — широко развиты и равно значительны. Вокальная партия — как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же партии выразительные и изобразительные функции неотделимы. Создавая общую атмосферу песни, партия фортепиано вносит также конкретность, предметность в драматический монолог Гретхен.

Мелодия песни может служить классическим примером шубертовского мелодизма. Легко запоминаемая, захватывающе выразительная, она представляет собой сложный интонационный комплекс.




Meine Ruh` ist hin,
Mein Herz ist schwer,
Ich finde sie nimmer
Und nimmermehr.
Wo ich ihn nicht hab
Ist mir das Grab,
Die ganze Welt
Ist mir vergällt.
Mein armer Kopf
Ist mir verrückt,
Mein armer Sinn
Ist mir zerstückt.
Nach ihm nur schau ich
Zum Fenster hinaus,
Nach ihm nur geh ich
Aus dem Haus.
Sein hoher Gang,
Sein` edle Gestalt,
Seine Mundes Lächeln,
Seiner Augen Gewalt,
Und seiner Rede
Zauberfluß,
Sein Händedruck,
Und ach, sein Kuß!
Mein Busen drängt sich
Nach ihm hin.
dürft ich fassen
Und halten ihn,
Und küssen ihn,
So wie ich wollt,
An seinen Küssen
Vergehen sollt!

Гретхен за прялкой И.В. Гёте. Текст. Перевод Э. Губера

1 куплет:

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

2 куплет:

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар страстей, и стан высокий, и блеск очей...Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

3 куплет:

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть


Тяжка печаль и грустен свет!


Schubert - Liszt Gretchen am Spinnrade

Душа человека, его чувства, переживания интересовали Шуберта больше
всего. Сердечные порывы он предпочитал порывам духа, лирику - философии.
Именно в лирике видел он свою родную стихию. Оттого, вероятно, в гетевском
"Фаусте" взор его привлек не острый ум всеуничтожительно-саркастического
Мефистофеля и не снедаемый раздумьями и сомнениями Фауст, а простодушная
Гретхен с ее самоотверженной и беззаветной любовью. Из первой части трагедии
он избрал сцену в светелке Гретхен, когда она, сидя за прялкой, вспоминает о
любимом.
Из монотонно-однообразного аккомпанемента, напоминающего печальное
жужжание прялки, возникает голос, тоже печальный. Чуть вздрагивая от
затаенной тоски, он тихо вздыхает по утраченному покою и мягко жалуется на
тяжесть, сдавившую сердце.
Нигде и никогда не обрести былого счастья. Оно ушло, потому что рядом
нет любимого. Без него жизнь тесна, как могила. Без него весь мир - ничто.
Голос звучит громче. В мелодии угадываются вскрики сдавливаемых
рыданий.
И снова с тихой грустью жужжит прялка, а девушка так же печально
жалуется на разлуку.
Меняется напев. Чуть заметно, едва уловимо преображается мелодия. Она
становится живее, подвижнее. В ней слышатся нежность, любовное томление.
Мыслями Гретхен все сильней и сильней завладевает возлюбленный. Только о нем
мечтает она. Только его ищет повсюду и всегда, выглядывая из окна, выходя из
дому. Только его видит в своем воображении.
И вот уже вольно и широко, как чувство, не знающее преград, хлынула
мелодия. Стремительная и неудержимая, она рвется вперед, к наивысшей точке,
и, наконец, достигает вершины.
- Пожатие его руки... И, ах... его поцелуй!.. - в упоении восклицает
Гретхен.
Пауза. Мгновенная и неожиданная. Тишину зло буравит отрывочная фраза
рояля. Это как бы осколок мотива прялки - мотив одиночества. Постепенно он
переходит в монотонное жужжание аккомпанемента. И на сумрачном фоне вновь
горько звучит печальная песнь одинокой девушки. Она вздыхает по утерянному
навсегда покою и жалуется на тяжесть, тисками сдавившую сердце.
Шуберт избрал лишь небольшой фрагмент трагедии Гете. Только один
монолог. Но он сумел как бы окинуть взором и поведать звуками всю
трагическую историю Гретхен. В короткой песне с изумительной правдивостью и
художественным совершенством раскрыто содержание одного из самых
трогательных образов мировой литературы.
"Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души.


Борис Кремнев


Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

В наследии Франца Шуберта насчитывается более шестисот сольных песен.
В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне.
Самое совершенное, что создал Франц Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен» .
Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, ещё 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Песни «Розочка», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь» озарены немеркнущим пламенем гениальности .



"Гретхен за прялкой"(нем.вар. Маргарита) — монодрама, исповедь души . Один из Шубертовских шедевров, уже его зрелое произведение, не смотря на то что Шуберт его написал когда ему было всего 17 лет, а самое главное что он находит круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаиния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.
«Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.
Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. «Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке Франц, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух „Лесного царя“. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова» .



Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения.

Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие; оно ведется от лица рассказчика-повествователя:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.


Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

(перевод В. Жуковского)

Остальной текст — прямая речь, распределенная между отцом, его сыном и лесным царем. Реальные лица — повествователь, отец, ребенок — объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа.



Franz Schubert - Lieder (Fischer-Dieskau e S.Richter)
00:23 - Am Fester, D.878
04:45 - An der Donau, D.553
07:50 - Liebeslauchen, D.698
12:26 - Auf der Bruck, D.853
16:00 - Fischerweise, D.881b
19:12 - Der Wanderer, D.649
22:38 - Die Sterne, D.939
26:00 - Im Frühling, D.882




Nachtgesang im Walde

Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединной песней». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля — «Голубиная почта».
Каждая из шести гейновских песен — несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник» — одно из последних вокальных сочинений Шуберта — обобщает его искания в области новых вокальных жанров.


Двойник /Г.Гейне /Ф. Шуберт/ перевод М. Свободина/
Песни на слова Генриха Гейне — вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

belcanto.ru ›schubert_songs.html



Horowitz Schubert Moment musical in F minor n°3 op. 94 D780

Гретхен за прялкой И.В. Гёте. Текст. Перевод Э. Губера

1 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

2 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар стастей, и стан высокий, и блеск очей...Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

3 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть.

Тяжка печаль и грустен свет!

В 1814 году австрийский композитор Франц Шуберт написал песню «Гретхен за прялкой», положив на музыку стихотворение из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Ему самому было тогда 17 лет и он был влюблён в девушку - её звали Тереза Гроб.

Гретхен - уменьшительное от Маргариты имя. Маргарита - бедная молодая девушка, чуть больше четырнадцати лет, живет с матерью в маленьком домике и зарабатывает на жизнь прядением ниток. Однажды на улице с ней знакомится Фауст. Он влюбляет в себя Маргариту, с помощью Мефистофеля (духа отрицания - черта, который владыка подземного мира, поэтому знает тайну старинных кладов) делает ей царские подарки - 2 шкатулки с драгоценностями, надеясь приобрести ее хорошее к себе расположение. Маргарита не может противиться своей первой в жизни любви - не потому, что ее возлюбленный дарит ей подарки, а потому что он волшебно красив, молод, учен, искушен, умен и дерзок. Именно волшебно, потому что на самом деле это старый доктор Фауст, с помощью Мефистофеля ставший снова молодым. Всю свою жизнь провел Фауст за книгами, изучая человеческие науки, однако понял, что никаких нужных знаний из книг не добыл. Однажды он открыл старую магическую книгу и вызвал великий дух, но не смог с ним совладать из-за своей ограниченной человеческой природы. Вызывание духа Фаустом подсмотрел Мефистофель и поспорил с Богом, что сможет обыграть Фауста и забрать его душу после смерти. Бог разрешил Мефистофелю сыграть с Фаустом шутку, Бог верит в ум Фауста и знает, что Фауст не позволит черту забрать его душу. Фауст, уже много испытавший в жизни, любит Маргариту не самозабвенной любовью юности, а как человек, получивший возможность наслаждаться человеческими чувствами и оценивать их с высоты уже прожитой жизни. Поэтому Фауст (он представляется Маргарите Генрихом) не часто появляется у Маргариты, иногда он уединяется в лесу и радуется своей любви один. В такие моменты Маргарита ждет своего возлюбленного, а он все не приходит. Маргарита испытывает тревожные и тоскливые чувства, они окрашены в темные тона.

Один из таких моментов и выражен в этой песне. Маргарита, как и всегда, сидит за прялкой. Обычно её голову заполняют светлые и спокойные мысли. Теперь, после знакомства с Фаустом, все мысли её только о нем и они тревожные и темные, точно она предчувствует свою гибель. Шуберт выбирает для песни соответствующую тональность, тональность итальянских слёзных арий - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия - непрерывно кружащиеся шестнадцатые в размере 6/8 и относительно высокая тесситура песни (она написана для сопрано), вызывающая ассоциацию с криком - там, где появляется динамика фортиссимо. Фортепианная партия играет и живописную роль - изображает жужжание прялки. Впечатлению движения веретена по кругу способствует "сглаженный, круглый" размер - 6/8. Вокальная партия состоит из фраз короткого дыхания, прерываемых паузами. Ее составляют интервалы вздоха, стона - малые нисходящие секунды, малые нисходящие терции, интервалы призыва - чистые затактовые восходящие кварты, чистые затактовые восходящие квинты, тритон, звучащий тоскливо. Песня начинается рефреном ("Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет!"), проходящим еще 2 раза в середине песни и звучащим последний раз в конце всей песни. В песне 3 куплета. Однако куплеты вариативны. Начавшись одинаковым рефреном, они развиваются по-разному - мелодически и тонально - захватывая разные тональности - Шуберт дает музыке следовать за литературным текстом. Кульминация песни - во 2-м куплете, она падает на слово "поцелуй" - здесь высокая "соль" (второй октавы) в вокальной партии гармонизуется диссонансом - доминантовым квинтсекстаккордом. Здесь Шуберт рисует остановку прялки - "на 3 такта" Гретхен забывает о ней. Затем движение прялки постепенно восстанавливается - устанавливается доминантовый органный пункт, на котором паузы чередуются с кружащимися шестнадцатыми. В этом же втором куплете Маргарита вспоминает облик Генриха-Фауста - и ее мысли светлеют - появляется несколько отклонений в мажорные тональности. В других куплетах кратковременные появления мажора сразу же омрачаются минорной субдоминантой к нему. В песне обращает на себя внимание огромное количество органных пунктов - самых разных ступеней. Таким образом рисует Шуберт статичность сцены - Маргарита ведь сидит и не двигается с места.

Этот монолог Гретхен - излияние ее чувств любви - наполнен не только выразительными лирическими, но и живописными деталями - так пишутся сцены в опере.

Послушать хорошее исполнение песни можно здесь:

запрос - classic-online.ru шуберт гретхен за прялкой

адрес - http://www.classic-online.ru/ru/production/11505 Исполнитель: Элизабет Шуман (сопрано)