В каком году была создана первая мышь. Как создавалась компьютерная мышь. Виды компьтерных мышей

Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В разных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью » (англ. mouse gestures ).

В дополнение к датчику перемещения, мышь имеет одну и более кнопок, а также дополнительные детали управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

Составляющие управления мыши во многом являются воплощением замыслов аккордной клавиатуры (то есть, клавиатуры для работы вслепую). Мышь, изначально создаваемая в качестве дополнения к аккордной клавиатуре, фактически её заменила.

В некоторые мыши встраиваются дополнительные независимые устройства - часы, калькуляторы, телефоны.

История

Первым компьютером, в набор которого включалась мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ. ), представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила 400 долларов США, что соответствует примерно $930 в ценах 2009 года с учётом инфляции . В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную однокнопочную мышь для компьютера Lisa , стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую известность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Датчики перемещения

В процессе «эволюции» компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели датчики перемещения.

Прямой привод

Первая компьютерная мышь

Изначальная конструкция датчика перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году , состояла из двух перпендикулярных колес, выступающих из корпуса устройства. При перемещении колеса мыши крутились каждое в своем измерении.

Такая конструкция имела много недостатков и довольно скоро была заменена на мышь с шаровым приводом.

Шаровой привод

В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики, преобразующие эти движения в электрические сигналы.

Основной недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Существовало два варианта датчиков для шарового привода.

Контактные датчики

Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой датчик достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.

Основными недостатками контактных датчиков является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем все мыши перешли на бесконтактные оптопарные датчики.

Оптронный датчик

Устройство механической компьютерной мыши

Оптронный датчик состоит из двойной оптопары - светодиода и двух фотодиодов (обычно - инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши.

Второй фотодиод, смещённый на некоторый угол или имеющий на диске датчика смещённую систему отверстий/прорезей, служит для определения направления вращения диска (свет на нём появляется/исчезает раньше или позже, чем на первом, в зависимости от направления вращения).

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.

Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок).

Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

В СССР оптические мыши первого поколения, как правило, встречались только в зарубежных специализированных вычислительных комплексах.

Оптические светодиодные мыши

Мышь с оптическим датчиком

Микросхема оптического датчика второго поколения

Второе поколение оптических мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных или прозрачных; даже на фторопласте (включая черный). Они также не нуждаются в чистке.

Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечавших реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием.

Отдельные модели также склонны к детектированию мелких движений при нахождении мыши в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.

Мышь с двойным датчиком

Датчики второго поколения постепенно совершенствуются, и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования датчиков, некоторые модели оборудуются двумя датчиками перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, оргстеклянных и зеркальных поверхностях (на которых не работают другие мыши).

Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Недостатком данной мыши является сложность её одновременной работы с графическими планшетами, последние ввиду своей аппаратной особенности иногда теряют истинное направление сигнала при движении пера и начинают искажать траекторию движения инструмента при рисовании. При использовании мышей с шаровым приводом подобных отклонений не наблюдается. Для устранения данной проблемы рекомендуется использовать лазерные манипуляторы. Также, к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V <-> +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры.

Оптические лазерные мыши

Лазерный датчик

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер .

О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

  • более высоких надёжности и разрешении
  • отсутствии заметного свечения (сенсору достаточно слабой подсветки лазером видимого или, возможно, инфракрасного диапазона)
  • низком энергопотреблении

Индукционные мыши

Графический планшет с индукционной мышью

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя.

Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши.

Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).

Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.

Трекболы

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти - планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Genius и Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Некоторые беспроводные мыши имеют возможность работы как пульта ДУ (например, Logitech MediaPlay). Они имеют немного изменённую форму для работы не только на столе, но и при удержании в руке.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Мышь пригодна для длительной работы. В первые годы мультимедиа кинорежиссёры любили показывать компьютеры «будущего» с сенсорным интерфейсом, но на поверку такой способ ввода довольно утомителен, так как руки приходится держать на весу.
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций - двойные и тройные щелчки, перетаскивания , жесты , нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой и т. д. Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления - многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала (не подтверждается клиническими исследованиями).
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (за исключением разве что гироскопических мышей).
  • Неустойчивость к вибрациям. По этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах. Трекбол требует меньше места для работы и не требует перемещать руку, не может потеряться, имеет большую стойкость к внешним воздействиям, более надёжен.

Способы хвата мыши

По данным журнала «Домашний ПК ».

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «пятку» мыши. Нижняя часть ладони - на столе. Преимущество - точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Пятка» мыши в центре ладони. Преимущество - удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «пятка» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров .

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват - поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Программная поддержка

Отличительной особенностью мышей как класса устройств является хорошая стандартизованность аппаратных

У любого правила бывают исключения. За примером далеко ходить не нужно. Взять хотя бы отношения человека с грызунами. Тех, кто питает тёплые чувства к крысам, суркам, дикобразам и иже с ними, - меньшинство. И наоборот: тех, кто испытывает к этим животным явную неприязнь, - подавляющее большинство. Особенно если речь идёт о прекрасной половине человечества.

В месте с тем такое положение вещей не мешает куче народа ежедневно тесно и даже ласково общаться с одним из этих милых созданий. Догадались, о ком это я?! Конечно же, о компьютерной мышке ! Об истории изобретения, появления и нюансах развития этого незаменимого сегодня «грызуна» читайте далее.


Отцы-создатели

Р аботы над устройством, которое было бы способно преображать движение руки в соответствующий сигнал на мониторе, стартовали ещё в середине прошлого века. Причём эти работы имели две характерные особенности.

В о-первых, они шли в разных местах параллельно друг другу.

В о-вторых, заказывали изобретательскую «музыку» военные.

Т ак, в 1946 году Королевский военно-морской флот Великобритании в лице инженера Ральфа Бенжамина представил первый в мире опытный образец манипулятора. Его создали для замены джойстика управления целями на экране радара. Устройство назвали «roller ball» (с англ. - вращающийся шар). Патент оформили в 1947 году.

Д альше единственного прототипа (представлял собой металлический шар и два, покрытых резиной, колёсика) дело так и не пошло. По слухам, секретная разработка военных так и сгинула в недрах британского флота.

В 1952 году трио изобретателей Кеньйон Тейлор , Том Кренстон и Фред Лонгстафф уже под эгидой Королевского канадского военно-морского флота для схожих целей, что и пятью годами ранее британцы, в рамках проекта DATAR разработали собственный манипулятор. Как и в случае с «roller ball» канадский прародитель компьютерной мыши так и не сумел снискать коммерческой славы.

Н аиболее известным прародителем современной мыши стала работа сотрудников Стэндфордского Исследовательского Института - Дугласа Энгельбарта (на фото срава) и его помощника Билла Инглиша .

В 60-е годы XX века в русле работы над амбициозным проектом по увеличению возможностей человеческого интеллекта эти учёные создали ряд экспериментальных устройств. Среди них была и компьютерная мышка.

С амо слово «мышь» впервые слетело с уст как раз этого дуэта. В 1965 году Билл Инглиш в своей статье «Computer-Aided Display Control» (с англ. - компьютеризированный контроль дисплея) впервые в истории заявил о появлении нового манипулятора. «Мышью» манипулятор стал из-за условного сходства устройства с настоящей мышью: у компьютерной мышки имелся свой «хвост» - соединительный провод. Физическая демонстрация трёхкнопочного манипулятора состоялась в декабре 1968 года на выставке интерактивных приспособлений в Калифорнии.

З а создание устройства и названия к нему учёных из Стэнфорда принято считать изобретателями компьютерной мыши. Любопытно, однако, то, что сами они особых материальных дивидендов от этого не получили. Срок действия патента на изобретение истёк до того, как мышки стали широко использоваться в персональных компьютерах. А ведь при других раскладах стэндфордские учёные могли стать мультимиллионерами.

Союз двоих: компьютера и мыши

Н а новый манипулятор-мышь обратили внимание производители первых персональных компьютеров. Пусть не сразу, но мышь стала частью компьютера. Первооткрывателями в этом плане стали следующие машины:

  • Xerox Alto (1973) - «прадедушка» персональных компьютеров и первый ПК, в котором использовалась компьютерная мышь.

  • Lilith (1978) - персональный компьютер, созданный в Швейцарской высшей технической школе Цюриха группой энтузиастов во главе с Никлаусом Виртом.

  • Xerox 8010 Star Information System (1981) - трёхкнопочная мышь этого известного в прошлом компьютера запомнилась в первую очередь своей стоимостью - 400 долларов США.

  • Lisa (1983) - компьютерный продукт компании , оснащённый собственной однокнопочной мышкой. Последняя ушла в массы чуть позже благодаря применению в компьютерах Apple Macintosh и IBM PC. Цена «яблочного» манипулятора составляла 25 долларов.

  • Atari ST (1985) - ещё один американский компьютер 80-х годов, эксплуатация которого предполагала обязательное наличие мышки, на этот раз - с двумя кнопками.

О бойти стороной создание компьютерной мыши не могла и подающая в то время большие надежды компания . И пусть детище и Пола Аллена не создавало своих компьютеров, однако в 1982 году теперь уже всемирно известная корпорация представила на суд общественности собственную компьютерную мышь. Этим событием компания положила начало диверсификации своего бизнеса, перейдя от «софта» к «харду».

Т аким образом, начиная с конца 80-х - начала 90-х компьютерная мышь всерьёз и надолго вошла в жизнь рядового пользователя компьютера. Дальше мышка совершенствовала форму и обрастала возможностями.

От механики к эргономике

Э волюция компьютерной мыши по-настоящему многогранна. Изменения, которые ей довелось пережить в прошлом, коснулись всего. В первую очередь речь идёт о принципе действия устройства.

П ервоначальный прямой привод (два перпендикулярных колёсика), автором которого был уже упомянутый нами Дуглас Энгельбарт, вскоре сменил шаровой механизм устройства мыши (покрытый резиной металлический шар, зажатый между двумя роликами). До конца 90-х шаровой механизм стал королём. Затем появился оптический детектор.

О тказавшиеся от механики оптические компьютерные мышки первого поколения работали с использованием светодиодов и инфракрасных фотодиодов. Оптические «грызуны» последнего поколения используют оптический датчик на основе полупроводникового лазера.

Д обившись высокой точности и надёжности в работе оптической компьютерной мышки, её создателям можно было и остановиться. Но куда уж там! Метаморфозы компьютерного «грызуна» продолжились.

П оявились индукционные компьютерные мыши. Для работы такого манипулятора используется особый коврик-планшет. Без него мышь недееспособна, но зато с ним отличается высочайшей точностью и не требует правильной ориентации на поверхности.

К роме того, на рынке сегодня продаются гироскопические мышки. Эти удивительные устройства, оснащённые гироскопом, способны различать движения кисти и на поверхности, и в пространстве. Управлять таким манипулятором можно и на столе, и в воздухе.

П оявление беспроводных мышей привело к исчезновению «имяобразующего» фактора - кабеля от мышки к компьютеру. Такие устройства взаимодействуют с ПК посредством оптической или радиосвязи. Правда, беспроводные мышки имеют два недостатка - увеличенный вес и постоянную необходимость подзарядки автономного источника питания.

Ч асто апгрейд компьютерной мыши касается не связанных с её устройством аспектов.

Т аким «системообразующим» аспектом-драйвером развития компьютерной мыши стала индустрия . Заядлые геймеры пользуются мышками, специально разработанными для разного рода игр. Игровая адаптация предполагает главным образом наличие у мышки многочисленных вспомогательных кнопок и «фильдеперсового» дизайна устройства.

«К учерявый» дизайн - ключевой фактор для создания эргономичных мышей. Как предполагает название, такие манипуляторы призваны обеспечить комфорт и удобство для человеческой кисти. Разработчики этих «грызунов» убеждены, что их мышки повторяют естественные очертания руки, а значит - не станут причиной серьёзных неврологических заболеваний. Таких, как синдром запястного канала.

«Война» кнопок

В процессе эволюции компьютерной мыши изменения произошли и с кнопочной структурой устройства. Изначально, на заре массовой эксплуатации «хвостатого» манипулятора, конкурентная борьба велась между двух- и трёхкнопочными мышками. Забавно, но в этой «войне» побеждали мышки с двумя кнопками.

О кончание «боевых действий» приходится на время, когда традиционная двухкнопочная мышь обзавелась обязательным скроллом - маленьким колёсиком прокрутки экрана. Это событие означало, что долгожданную победу одержал извечный конкурент - трёхкнопочный «грызун». Ведь скролл - фактически третья кнопка мыши.

П осле этого созидательный пыл разработчиков компьютерных мышей было уже не унять. Новые кнопки посыпались, словно из рога изобилия. Появились кнопки для:

  • ~ замены двойного щелчка;

  • ~ горизонтальной прокрутки;

  • ~ навигации в ;

  • ~ управления аудио- и видеофайлами;

  • ~ настройки параметров чувствительности;

  • ~ запуска тех или иных ;

  • ~ и много чего другого.

С обственный путь развития кнопочной структуры своих мышек прошла компания уже ставшего легендарным Стива Джобса.

Э ппл долгое время создавала однокнопочные компьютерные мыши, считая вторые, третьи и т. д. кнопки ненужной блажью. Так было до 2005 года, пока ИТ-гигант не представил Mighty Mouse (с англ. - могущественная мышь). У этой компьютерной мышки было две особенности.

В о-первых, «могущественная мышь» оказалась гладкой, как яйцо.

В о-вторых, кнопки у этой мыши оказались сенсорными. Эппловцы наделили компьютерного «грызуна» четырьмя чувствительными к прикосновению зонами. Которые заменили ей механические кнопки.

О будущем компьютерной мышки

Ч то ожидает компьютерную мышь в будущем? Доподлинно знать не может никто. Но в том, что она останется незаменимым атрибутом взаимодействия человека с компьютером на протяжении следующих десятилетий, я не сомневаюсь. Другой вопрос - в какой ипостаси: сенсорной, виртуальной или биомеханической. Время даст ответ, а я, если придётся, непременно расскажу об этом!

С частья вам, здоровья и богатства огроменного.

Сначала я вам просто хотел показать кучу всяких старых мышек. Кто то бы удивился, а кто то вспомнил свое, родное! Потом решил немного все таки уделить внимание изобретателям этого устройства. Хотя вы все знаете эту историю, но все же … А потом уже пришлось показать вам некоторые новинки в этой сфере. Поэтому вместо поста «Старые мышки» пришлось написать «История манипулятора типа МЫШЬ»

Смотрим и читаем …

Большинству обладателей персонального компьютера вряд ли известно имя Дугласа Карла Энгельбарта. Однако это упущение не мешает практически 1 млрд человек ежедневно пользоваться его творениями, самое популярное из которых - компьютерная мышь.

30 января 1925 года близ Портленда, штат Орегое, в семье обычных фермеров-трудяг появился на счет мальчик. Мальчик как мальчик: пошел в школу, после нее поступил в местный университет, нацелившись на диплом инженера электрика. Но неожиданно грянувшая Вторая мировая война спутала все планы, определив молодого Дугласа на филиппинскую военную морскую базу радиотехником. Судьба уже определила путь далекого тогда от техники Дугласа, подсунув ему под нос журнал Atlantic Monthly с культовой статьей известного американского ученого в области IT и вычислительной техники Ванневара Буша «Как быстро мы способны мыслит» (As We May Think).

Автор статьи достаточно интересно рассуждал на тему отличия структуры человеческой памяти от внешних носителей информации. Он описал собственную гипотетическую фотоэлектромеханическую машину Memex, место которой скорее в научно-фантастическом фильме, нежели в нашей реальности. Однако изложенная теория одушевления неживой природы оказалась заразной, и Энельбарт всерьез задумался над перспективой использования сложнейшего армейского оборудования в мирной жизни.

Вернувшись с войны, Энгельбарт вернулся в родную alma mater за дипломом, откуда его забрали в лабораторию NACA (позднее NASA ) работать электротехником. Получив стабильный источник дохода, Дуглас окончательно перебирается в Калифорнию, где большую часть времени проводит на базе лаборатории. Оставшееся же время он посещает учебе в университет Беркли (это там где создали Free BSD ), по скольку понимает - идеи о создании искусственного интеллекта требуют серьезной научной основы.

В 1955 году он успешно оканчивает вуз со степенью жоктора наук в своей сфере и увольняется из NACA , чтобы приблизиться к своей мечте - быть ближе к компьютерам. Для получения нужных навыков доктор Энгельбарт становится правой рукой профессора электротехники университета. И в том же году его привлекают к многолетней работе над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансировалась военными. Нетрудно понять, что в стенах Беркли разрабатывали суперкомпьютер.

Через год он перебрался в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute) и тогда же впервые попытался поставить свои наработки на коммерческую основу. За последующие четыре года изобретатель запатентовал семь бистабильных газово-плазменных цифровых устройств и 12 магнитных девайсов. В частности те, что родились в ходе подготовки к получению докторской степени. Но продать их так и не удалось.

Не отчаявшись, Дглас вместе с инженером Хьюитом Крейном (Hewitt Crane) разрабатывает магнитные компоненты ЭВМ и проводит фундаментальное исследование феномена цифровых устройств и их потенциальной миниатюризации. Упорство и увлеченность Энгельбарта снова сделали свое дело. В Стэндфорде смягчились и помогли молодому ученому организовать собственную лабораторию и штат сотрудников, численностью достигающий 47 человек. Дуглас Энельбарт подвергает достаточно жестокому отбору людей, желающих принять участие в его проектах, неустанно повторяя: «Совершенствовать нужно не процесс, а частника процесса».

Сумасшедшая преданность ученого своему делу совершенно точно должна была привести к положительным результатам. Так и случилось - Дуглас расширил направления, по которым работает его лаборатория, известная в ту пору под названием Augmentation Research Center, и рабочую среду On-Line-System, или же NLS.

NLS - компьютерная система, включающая в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделенные экраны телеконференций, систему контекстной помощи.

Незадолго до этого Энгельбарт пишет статью под названием «Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта» (A Conceptual Framework for the Augmentation of Man’s Intellect), где описывает систему H-LAM/T (Human using Language, Artifacts and Methodoly, in which he is Trained (система повышения способностей человека посредством языка, артефактов и методологии)). Суть этого описания сводилась к тому, что в паре человек - машина пользователю отводиться роль ведущего (творческой составляющей), а компьютер выступает в качестве помощника (симбиоза динамических копонентов), усиливая природный интеллект человека.

В 60-е годы судьба благоволила нашему герою. Он позволил «золотопогонным» втянуть свою лабораторию в военный проект ARPANet, чем полностью развязал себе руки в финансовом отношении. Его метод подбора кадров лёг в основу организации команды вокруг первой распределённой компьютерной сети. Энгельбарт и его парни стали основными разработчиками ядра системы управления информацией, гарантирующего, что накопленные знания не будут утрачены и не станут недоступными вследствие несовершенства технологии управления форматами и протоколами. Именно тогда Дуглас предложил миру среду NLS (oNLine System), включающую в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделённые экраны телеконференций, систему контекстной помощи и многое другое. Увы, не смотря на очевидные достоинства, широкого распространения она так и не получила. Сетевые решения тогда казались нужными лишь узкому кругу трезво мыслящих учёных и генералов.

В то же время, совершенно неожиданно, всплеск общественного (но отнюдь не профессионального!) интереса к трудам лаборатории Энгельбарта проявился после демонстрации им на одной из технологических компьютерных конференций двух странного вида устройств, заменивших традиционное устройство ввода информации — клавиатуру. Под левой рукой докладчика покоился многокнопочный ёж, именуемый «аккордной клавиатурой» (chordal keyboard), а под правой — красавец на колёсиках из полированного дерева с коротким рядом кнопок по кличке «мышь» (mouse). «Аккордная клавиатура» позволяла осуществлять набор «одной левой», используя как отдельные клавиши, так и комбинации клавиш (по заверению посвящённых научиться этому не сложнее, чем «слепой» печати). Но настоящий фурор произвела неприметная «мышь» (или, на языке научного доклада, «индикатор позиций x и y»). С её помощью можно было манипулировать объектами по всей плоскости экрана.

Но давайте вернемся к ARPANet и мыши. Проект был уникален тем, что уже в то время (на дворе - 60-е!) содержал в себе систему контекстной помощи, электронную почту, телеконференции, гипертекстовые ссылки, редактирование текста в онлайновом режиме и оконный интерфейс. По сути, это была первая в истории работающая гипертекстовая система. Мэйнфрейм лаборатории Энгельбарта был вторым компьютером, подключенным к запождающейся тогда военной сети ARPANet - прямого прародителя современного Интернета.

Команде доктора было доверено создание ARPANet Network Information Center. И именно как побочный эффект проекта NLS на свет родился первый манипулятор, получивший название компьютерной мыши (или на языке научного доклада, « индикатор позиций X и Y «).

Это гениальное приспособление, без которого сейчас тормозится любой рабочий процесс на компьютере, разработали случайно. Просто существующие манипуляторы (джойстики, световые перья и клавиатура) замедляли процессы оконой среды, и Дуглас оперативно придумал дополнение, способное облегчить уже существующие процессы. Приспособление оказалось гениальной находкой!

И вот, при частичном финансировании NASA (в интересах космической программы), Дуглас и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных манипуляторов, включая ножные, наколенные и прочие. Так, в 1962 году на свет родился дикого (на сегодняшний день) вида монстр в деревянном корпусе. Первую мышь собрал Билл Инглиш (Bill English), а программы для демонстрации возможностей написал Джефф Рулифсон (Jeff Rulifson). Внутри устройства находились два металлических диска: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево.

NASA же изобретение не оценило, так как для его работы требовалась гравитация, каковой в космосе нет. Однако несколько модифицированная мышь Энгельбарта в 1968 году была продемонстрирована группе инженеров. Мышь имела три кнопки одинакового размера. Я смог поместить только три, хотя мне хотелось, чтобы устройство имело 5 кнопок, по одной на каждый палец руки, говорит Дуглас.

Новая система NLS так и не получила широкого распространения, потому что идеи Дугласа показались военным чересчур новаторскими для того времени. Эгельбарт никогда не стремился к созданию простейших схем. Он полагал, что физически и психически здоровому человеку совершенного не нужно все «разжевывать» и класть в рот. Например, чтобы нормально работать с аккордной клавиатурой, пользователь должен был выучить мнемонический и 5-битный двоичный коды. Причем это самое простое, что нужно было сделать для работы с системой.

Вдобавок к этому Энгельбарт не умел продавать свои идеи. Но за одну ему все-таки заплатили. Десять тысяч долларов за устройство, без которого нормальная работа на компьютере пользователям во всем мире не представляется возможной. Весь гонорар ушел на первоначальный взнос за скромный домик вдали от роскошных вилл, заполонивших Силиконовую Долину.

Провал NLS стал началом конца лаборатории Энгельбарта. Сотрудники бежали от ученого, не забыв прихватить идеи своего гуру.

Позже разработка попала в исследовательский центр компании Xerox . . В частности, разработку мыши Билл Инглиш продолжил уже под крылом компании Xerox PARC . Исследователи компании изменили конструкцию мыши, и именно в исследовательском центре Xerox компьютерная мышь стала похожа на современные устройства. Два диска были заменены небольшим шаром и роликами. Компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера Alto в начале 70-х. Впервые компьютерная мышь стала доступна обычным пользователям.

За счет того что устройство новых мышей отличалось от запатентованного Дугласом, с этим ничего нельзя было сделать. К тому же, в 1987 году срок патента истек, совсем чуть-чуть разминувшись с моментом, когда мыши в одночасье разбежались по планете стараниями компании Apple , Microsoft и IBM . В интервью Энгельбарт говорил, что Стэндфордский институт совершенно не понимал ценности, которую представлял патент на мышь. Доподлинно известно, что институт продал Apple лицензию на манипулятор по смешной цене 40 тысяч долларов.

Дальнейшая история компьютерной мыши связана с компанией Apple . Стив Джобс, исполнительный директор компании, заказал разработку упрощенной и более дешевой модификации мыши в исследовательском центре Пало Альто , планируя использовать манипулятор в персональных компьютерах Lisa . Тогда разработчики еще больше приблизили конструкцию мыши к ее современному виду, сделав ее разборной: можно было вынуть шарик и очистить внутренности устройства. Кроме того, из трех кнопок оставили только одну.

Отметим особо, что в 1981 году в Швейцарии появился современный мышиный гигант компания Logitech , продукцию которой под своим брэндом первоначально использовали Apple, Olivetti , Wang . Лишь к середине 80-х Logitech стала продавать мыши под собственной маркой.

Пока плагиаторы выжимали из его идеи миллионы, гений работал обычным служащим, посвящающим все свободное время семье. Ко всему прочему, у него сгорел дом, и в огне пропало все нажитое за годы, а сам Дуглас тяжело заболел. Он не любит говорить об этом периоде своей жизни и однажды даже назвал его «ссылкой в Сибирь».

Но даже загнанный в угол Энгельбарт не отказал человечеству в новых идеях. «Жить в этом мире становится всё сложнее. Поэтому каждый день мне приходится изобретать очередное колесо, призванное принести вам некоторое облегчение». Коллеги Дугласа называют это «нескончаемой революцией Энгельбарта». Однако «вяло текущее забвение» затянулось почти на четверть века. То там, то сям оживали идеи Дуга. В 80-х их охотно подхватывали джобсы-гейтсы. Меж тем Дуглас отсиживался в небольшой телефонной компании Tymshare, довольствуясь скромной зарплатой служащего. В 1984 компания была съедена крупным аэронавигационным конгломератом, которому неугомонный Энгельбарт (доставшийся новым владельцам в качестве бесплатного довеска) предложил от и до продуманную схему построения интрасети. Но тогда и слова такого «интрасеть» (intranet) никто не знал. Ответ руководства компании был ошеломляющим своей логичностью: «Этого нет даже в IBM или HP. На кой ляд нам это сдалось?» Дугу казалось, что он достиг дна бездонного колодца, из которого ему не докричаться ни до кого. В том же году врачи диагностируют рак. (- Господи, за что мне эти муки?! — Ну, не люблю я тебя.) Доведённый до отчаянья Энгельбарт начал борьбу за жизнь. Быть может ему всегда не хватало именно этого отчаянного остервенения. Впервые в жизни он поплыл против течения. И выжил. И заставил о себе вспомнить. Даже заработал что-то около миллиона долларов на старости лет в виде весьма престижных премий. Боюсь, это один из самых дорогих миллионов в истории развития компьютерных технологий. «Время жизни человека прямо пропорционально трудностям, которые он может себе позволить преодолевать. Я позволил себе немало». Журнал, недавно опубликовавший эту фразу Энгельбарта, заплатил ему за цитату больше, чем иной раз ему платили за очередное революционное изобретение.

В конце 80-х - начале 90-х про Дугласа неожиданно вспомнили и решили признать его заслуги и вклад в компьютерный прогресс. Награды посыпались на отчаявшегося изобретателя как из рога изобилия. Это позволило ему поправить плачевное финансовое положение и открыть некоммерческий проект Bootstrap Institute (Институт самосовершенствования), который по сей день существует на деньги властей и инвесторов. Организация объединяет представителей сферы IT с целью «формирования союзов и улучшения как своих организаций, так и самих себя».

А вот ещё одна знаменательная фраза. «Совершенствовать надо не процесс, а участника процесса», — любит говаривать старина Дуг. Представьте себе скольких врагов может нажить человек, позволяющий себе такие высказывания. Но Энгельбарт не ограничился словами, он разработал собственный стиль интеллектуального самосовершенствования, обозначив его как «bootstrapping» («шнуровка способностей», если угодно). Десять лет назад Дуглас организовал одноимённый общественный институт (Bootstrap Institute), доверив управление любимой дочери Кристине. Дети, как правило, наследуют интеллектуальные способности родителей. «Не имея ни гроша за душой, приходилось делиться с детьми: чем ни попадя». В любой области Энгельбарт терпеть не может «чайников», ему кажется отвратительной сама идея подстраиваться под чьи-то «хочу-не-хочу», если речь идёт о людях физически и психически здоровых. Его никогда не привлекали идеи создания «дружественных» систем. Людскую лень он считает величайшим злом на планете, поэтому напоследок старик мечтает модернизировать операционную систему человека.

Как уже говорилось, Энгельбарт не любит простых схем. Поэтому и его жизненная схема напоминала увлекательный фильм. Посвятив свою жизнь науке, он сумел сохранить землю под ногами и даже взрастить на ней плод - он не только отец компьютерной мыши, но и четверых детей. А ещё у него девять внуков.

А что же сегодня? Мы имеем два класса принципиально различных по устройству мышей механические и оптические. Иесли с механизмом работы первых знаком практически каждый, то об оптических технологиях стоит поговорить особо.

Итак, вкратце. Первая оптическая мышь была выпущена компанией Microsoft в 1999 году. А придуман этот вид мышей был в исследовательских лабораториях корпорации Hewlett-Packard . Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies , которое недавно полностью выделилось в отдельную компанию. Agilent Technologies, Inc. сегодня монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, и никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают и не выпускают. Работа мыши реализована следующим образом. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их. Вот, собственно, и все.

Не так давно появилась мышь Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse , использующая не светодиод, а инфракрасный лазер для подсветки поверхности. Преимуществом такого подхода является существенно лучшая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что и обеспечивает лучшую распознаваемость. Естественный минус необходимость рассеивать пучок лазера (иначе будет захвачен слишком маленький участок поверхности). Как следствие, происходит увеличение стоимости конечного продукта за счет установки дополнительных линз.

Естественно, что с 1962 года конструкция мыши существенно изменилась, появилось множество моделей от различных производителей, существенно превосходящих предшественницу по своим функциональным возможностям.

Уже давно не ново колесо прокрутки. Его появление было обусловлено многими факторами, и, в первую очередь, появлением ОС семейства Windows . Совсем недавнее нововведение возможность наклонять колесо вправо и влево и, таким образом, производить скроллинг по вертикали и горизонтали. Такая возможность реализована все в той же MX1000 и некоторых других моделях.
Чуть дальше пошли разработчики из компании Cherry , установив на спинку мышки шарик (Cherry GLOBE ) на манер трекболов, речь о которых пойдет ниже. Вращая его пальцем, можно скроллировать окно в произвольном направлении. Ничем другим, однако ж, данная модель не примечательна.

Другим наиболее распространенным вариантом модернизации является установка дополнительных боковых кнопок. Такие модели мышек есть у всех без исключения производителей. Разница лишь в том, насколько удобно расположены дополнительные кнопки, и можно ли самому выбрать действие, выполняемое при нажатии.

Специалисты из A4Tech решили, что пользователь никак не обойдется без двух скролликов, которые и были установлены на место одного стандартного. Вторым колесом, как вы уже догадались, осуществляется горизонтальная прокрутка содержимого окна.
На волне моддинга всех без исключения компонентов ПК (появились даже светящиеся винтики) стали появляться мыши с различными подсвеченными частями. Например, это касается ряда мышек, выпускаемых под торговой маркой Genius , в частности, моделей WebScroll+Eye и WebScroll+ . Колесико прокрутки этих манипуляторов выполнено из полупрозрачного материала, а непосредственно под ним установлен красный светодиод, загорающийся при получении сообщений электронной почты таким образом мышь извещает пользователя о новых письмах, поступивших в его почтовый ящик.

Компания Logitech создала модель Media Play , которая работает еще и как пульт дистанционного управления. На корпусе мыши установлено огромное количество дополнительных кнопочек с подсветкой, которые позволяют контролировать настройку звука в системе и выполнять множество других мультимедийных функций.

Не прижились мыши с обратной связью. Еще в 2001 году вышла серия мышей Logitech iFeel (и ряд моделей других производителей). Мыши были оснащены механизмом обратной тактильной связи. Предполагалось, что это должно было обеспечить пользователю дополнительную помощь: мышь семейства iFeel способна вибрацией корпуса информировать о пересечении границ окон или кнопок. Идея действительно новаторская, но, как выяснилось, не очень практичная: менее чем через два года манипуляторы серии iFeel были сняты с производства.

И, наконец, самая необычная, на мой взгляд, модель NoHands Mouse от компании Hunter Digital . Это как бы мышь, которая управляется… ногами! Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только существенно более удобно в использовании по сравнению с обычными моделями мышей, но еще и позволяет избавиться от так называемого запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mouse обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Вот так вот, техническая мысль не дремлет.

История появления трекболов несколько более необычна, чем мышиная. Собственно, началась она примерно в то же время, в начале 60-х, и тоже при участии вездесущего NASA . Канадские специалисты работали на военно-морской флот Канады , и в ту пору некоторые из их разработок проходили испытания на кораблях на озере Онтарио . Однако разработка трэкбола, будучи не оцененной никем, незаметно вышла из военных структур. Британский и американский флот также не прониклись прототипом компьютерной мыши в достаточной для покупки прав на изобретение степени. Не обратив на себя внимания, трекбол несколько лет провалялся на полке, так как тогда не было никакой необходимости в такого рода устройстве. О нем вспомнили, только когда развитие компьютерной техники привело к необходимости создания устройства для управления и позиционирования курсора. Как заявил Том Крэнстон , один из создателей прототипа компьютерной мыши, в интервью газете Toronto Star , проблема заключалась в том, что трекбол был создан слишком рано. Идея трекбола появилась у Крэнстона и его коллег во время работы над созданием компьютеризированной сети радаров, по заказу военных. Трекбол был лишь небольшой частью этого проекта, однако он сыграл наиболее значительную роль.

Системе, над которой работали инженеры, требовалось устройство, с помощью которого оператор мог указать на точку на экране. В начале 60-х, во время работы над проектом, стандартными средствами управления были переключатели, кнопки и клавиатура. Система, создаваемая канадскими специалистами, включала один из первых в мире графических интерфейсов, и им было необходимо какое-то устройство, чтобы управлять жуком (bug так в ту пору называли курсор) на экране. Для устройства было решено использовать шар с гладкой поверхностью. Первым, что подвернулось инженерам, оказался шар для боулинга. С великой гордостью отмечается, что это был именно канадский шар для боулинга, так как американский шар, с несколько иной конструкцией, не подходил. Всего в рамках проекта были сделаны 9 трекболов, по два на каждый из 4 кораблей и один на наземную станцию.

Итак, трекбол мышка наоборот. Управление осуществляется не перемещением самого манипулятора, а вращением шарика в нужном направлении при помощи пальцев или тыльной стороной ладони. Обычно трекболы используются тогда, когда необходима очень высокая точность управления. Работа с трекболом требует намного меньше места по сравнению с мышью, а также позволяет не мучить запястье и избежать появления того самого синдрома. С другой стороны, научиться работать с мышью все же проще, а для игр трекбол не применим вообще.

Какие же они бывают? По аналогии с мышкой механические и оптические. Датчик регистрации перемещения механических трекболов не имеет принципиальных отличий от аналогичного узла механических мышей, за исключением местоположения шарика. Одним из существенных недостатков механических трекболов является необходимость в регулярной очистке шарика и осей датчиков перемещения, причем гораздо более частой, чем в случае механической мыши. Расположенный сверху шарик очень хорошо собирает пыль, да и руки пользователя, непосредственно соприкасающиеся с его поверхностью, также не всегда чисты. Кстати, именно по этой причине механические трекболы не смогли закрепиться в портативных компьютерах, уступив свои позиции более надежным (хотя и менее удобным) сенсорным панелям.

Fellowes Micro Track

Первыми решить проблему, связанную с утратой трекболом работоспособности при загрязнении шарика, сумели специалисты компании Logitech. Суть разработанной ими технологии Marble заключается в использовании шарика с рисунком из мелких черных точек (Marble по-английски означает мрамор) и установленного в корпусе трекбола неподвижного оптического сенсора, который с большой частотой делает снимки находящегося перед ним участка шарика, освещаемого светодиодом. Вычисление величины и направления смещения производится путем обработки последовательности изображений, так же как в оптических мышах. Во всех выпускаемых сегодня моделях трекболов Logitech используется технология Marble.

Помимо Logitech, собственную технологию оптического сенсора для трекболов IntelliEye разработала компания Microsoft. Внастоящее время, наряду с оптическими трекболами Logitech и Microsoft, на рынке присутствуют также более дешевые механические модели. Их, в частности, выпускают тайваньские компании А4Tech и Kye .

В отличие от мышей, разные модели трекболов могут существенно различаться по конструктивному исполнению. В трекболах классической конструкции шарик располагается по центру манипулятора в таком положении его можно прокручивать указательным, средним и безымянным пальцами либо тыльной стороной ладони. Однако сегодня можно встретить самые неожиданные конструкции: шарик может быть смещен в сторону или даже расположен сбоку (под большим либо под безымянным и указательным пальцами). Помимо унаследованных от мышей двух основных кнопок, современные модели трекболов зачастую оснащаются дополнительными органами управления колесиком прокрутки и дополнительными клавишами.

Некоторые производители выпускают гибридные манипуляторы, сочетающие в себе функции мыши и трекбола. В качестве одного из подобных примеров можно привести Maxxtro 4D Omni-scroll MUSOMNIOPT . Фактически, это обычная мышь с расположенным между двумя основными кнопками небольшим трекболом. При помощи шарика можно управлять либо прокруткой содержимого окна (в горизонтальном и вертикальном направлениях), либо положением курсора. Переключение режимов производится посредством дополнительной кнопки, расположенной на корпусе манипулятора.

Maxxtro 4D Omni-scroll MUSOMNIOPT

Есть и совсем нестандартные конструкции, как, например, Fellowes Micro Track , который одевается на палец. Как утверждает производитель, устройство предназначено преимущественно для пользователей ноутбуков, не любящих стандартные средства ввода сенсорные панели и мини-джойстики. Огромный плюс заключается в том, что если обычному трекболу все-таки требуется поверхность, куда его можно положить, то управлять с помощью данной модели можно на весу.

Современные оптические трекболы Logtech

На корпусе трекбола находятся три кнопки, причем одна внутри кольца. Чтобы ее использовать, трекбол нужно упереть в ладонь. Она-то и дублирует левую кнопку обыкновенной мыши. К сожалению, устройство чисто механическое, а значит, его придется частенько чистить. Основная же проблема заключается в том, что с Fellowes Micro Track просто неудобно работать. При нажатии на внутреннюю кнопку происходит сокращение ладони и одновременно увеличивается диаметр отверстия, куда просунут палец. Трекбол начинает смещаться и выскакивать из руки, на какой палец ни одень. Так что дизайнерам еще есть куда совершенствоваться.

А вот еще движение вперед:

Конструкция компьютерной мыши получила свое дальнейшее развитие в модели Manhattan Stealth. Теперь мышь стала не только беспроводной, но лишилась еще и кнопок и колеса прокрутки…

Таким образом, у бесхвостого компьютерного грызуна больше нет никаких механических деталей. Вместо них на передней части «спинки» мыши расположена высокочувствительная сенсорная панель, по которой пользователь, в зависимости от требуемого действия, должен водить или слегка постукивать пальцем.

Девайс имеет эргономичный черный корпус с особым мягким покрытием SilkTouch. Оригинальная конструкция ножек гаджета обеспечивает плавное скольжение по большинству покрытий, а лазерная система позиционирования позволяет очень точно управлять курсором. В комплект поставки входит USB-ресивер, который поддерживает беспроводную связь на частоте 2,4 ГГц. Для обеспечения питания девайса используются две ААА-батарейки. Будет ли удобна она, новая мышь?..

источники

http://it-master.biz

http://www.marsiada.ru

http://scienceblog.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Так сходу дать определение компьютерной мыши, скажем прямо, нелегко. Пожалуй, если изъясняться понятным, «человеческим», а не «компьютерным» языком, то получится примерно следующее: компьютерная мышь – это устройство, с помощью которого можно выбирать какие-либо объекты на экране компьютера и управлять ими. При этом нельзя сказать, что работа на компьютере без мыши невозможна, но вряд ли найдется человек, готовый просто так отказаться от нее. Мышка значительно упрощает наше общение с компьютером, делает его более удобным. Сам процесс управления ею можно освоить в два счета, для этого не нужно особенных навыков. Да и стоит современный компьютерный «грызун» не таких уж больших денег. Чего не скажешь, например, о первой компьютерной мыши.

9 декабря 1968 года американский изобретатель Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института на конференции по вычислительной технике в Сан-Франциско продемонстрировал в работе первую в мире компьютерную мышь (индикатор координат x и y для дисплейной системы). Это изобретение представляло собой деревянный куб на колесиках с одной кнопкой.


Считается, что своим именем компьютерная мышь обязана проводу – он напоминал хвост настоящей мыши. Впрочем, сам изобретатель говорит: «Я не знаю, почему мы назвали ее мышью. Это название прижилось сразу и мы не стали менять его».


Первая компьютерная мышь появилась как один из побочных продуктов при разработке Дугласом Энгельбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция “оконного” интерфейса, а мышь была создана как один из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась в 1963 году, а в 1964-м был изготовлен первый действующий прототип. В одном из интервью Энгельбарт сказал, что первые мысли о создании подобного устройства появились у него еще в 1951 году!


Мышка представляла собой деревянную коробочку ручной работы с одной кнопкой, перемещавшуюся по столу на двух металлических дисках: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево, и отсчитывавшую их обороты и развороты. Затем эта информация вводилась в компьютер и управляла перемещением курсора на экране.


Дуглас Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, но само устройство сделал не он. Первая мышь была изготовлена руками аспиранта Билла Инглиша, а присоединившийся позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для неё драйверы. В архивах Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 года, в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и её потрясающие для того времени возможности. Кстати, за разработку мыши Дуглас Энгельбарт получил всего лишь около $10.000.


Позже идеей Энгельбарта заинтересовалась компания Xerox. Ее исследователи изменили конструкцию мыши, и она стала похожа на современную. В 1981 г. компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера Xerox 8010 Star Information System. Она имела три кнопки, вместо дисков шарик и ролики, а стоила 400 долларов США, что соответствует почти 1000 долларов в ценах 2012 года с учётом инфляции!


В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую популярность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC.








Ходят слухи, что мышей изобрели в СССР... впрочем, может это фейк...

Сегодня существует два вида компьютерных мышей: механические и оптические. Последние лишены механических элементов, а для отслеживания передвижения манипулятора относительно поверхности используют оптические датчики.


Мыши с инфракрасными передатчиками разрабатывались еще в 1984 году, однако, для их работы манипулятор должен был постоянно находиться на линии прямой видимости ИК-приемника. В 1991 году компания Logitech выпустила первую беспроводную мышь, работающую не с ИК, а с радиосигналом: Cordless MouseMan.

В конце 1990-х годов компания Sun Microsystems представила первую лазерную мышь. Она отличается более высокой точностью работы и низким энергопотреблением.

Массовое производство лазерных мышей началось в 2004 году. И снова компания Logitech оказалась впереди, выпустив первую потребительскую мышь с лазерным сенсором – MX1000. До тех пор использовались преимущественно оптические мыши, в которых светодиод подсвечивал поверхность под оптическим сенсором, а тот следил за перемещениями манипулятора. Использование лазера дало мышам дополнительную точность позиционирования, «отзывчивость» и возможность использования на множестве разных поверхностей.


Последней новинкой техники стали беспроводные мыши. Изначально для них каждый производитель разрабатывал свой собственный метод передачи сигнала. Однако впоследствии для связи стало всё более широко применяться Bluetooth-соединение, что позволило избавиться от приёмного устройства, так как ряд компьютеров (например, ноутбуки) уже оснащены Bluetooth-адаптером.

А вот дизайн современных мышек просто поражает - от традиционных форм до мышек в форме автомобиля или золотого слитка, женского тела или сердечка, любимого животного или фрукта, со стразами или графити. На любой вкус! Интересно, чем удивят нас дизайнеры в будущем…

Просто мышь


Гринпиз эту модель точно не обобрит. Ведь она сделана из шёрстки настоящей мышки!!! Дизайнеры уверяют: реалистичный корпус – это результат хорошей фантазии, а никак не жестокого отношения к животным. И потом другим грызунам будет куда приятнее лежать на такой мышке, чем на холодном пластике.

Бамбуковая мышка


А эту мышку Гринпиз, скорее всего, обобрит. Станьте безвредными для окружающей среды с экологически чистой беспроводной бамбуковой мышкой. Практичная для всех, изящная для руководителя.


Руки, ноги? Главное, хвост!


Мы привыкли «щелкать и кликать» пальцами рук. Но производители компьютерных грызунов предлагают развивать ноги. Одна педаль для движения мышью, другая – для кликов. Есть вариант для одной ноги – мышку нужно зажать между большим и указательным пальцами ноги. Этакая тапочка-вьетнамка. Подобные изобретения пока что не очень популярны, но они пользуются спросом у людей с ограниченными возможностями.

Альтернативная мышь


Необычная конструкция этого манипулятора использует движение вверх, вместо нажатия на кнопку вниз. Это сделано с целью разнообразить двигательную активность во время длительной работы за компьютером, задействовать неиспользуемые группы мышц, и снизить вероятность развития так называемого "туннельного синдрома".

Мышь с обратной отдачей.


Мышь была изначально спроектирована только для ввода координат, однако она способна обеспечивать и обратную отдачу. Представьте, что вы водите курсором по элементам управления и чувствуете границы и поверхности этих окон, кнопок и ползунков. Novint Falcon для обеспечения отдачи использует моторчики, управляющие тремя «ручками», держащими «курсор».

Мышь с подогревом


В холодную русскую зиму поможет согреться мышь с подогревом. Мини-обогреватель поддерживает стабильную температуру (45 градусов) и весит всего 100 г. Производители уверяют: дополнительная функция никак не отразится на основном предназначении чудо-мыши. Также есть мышки, которые не только греют, но и охлаждают – в них встроены обогреватель и вентилятор.

Разговорчивый грызун


В обычном, сложенном состоянии мышка ничем не отличается от своих сородичей. Но стоит раскрыть её корпус и… лёгким движением руки мышка превращается в трубку для разговоров по Скайпу с микрофоном, динамиком и регулировкой громкости.

Мышь из iphone


Данная "мышь" в обычном состоянии представляет из себя iPhone 4, 4S или 5. Однако с помощью специальной насадки, разработанной компанией Spicebox и подключаемой к док-разъему, брюки iPhone превращается в портативную мышь. Кроме стандартного функционала и виртуального колеса прокрутки, Mauz имеет Kinect-подобный режим, для управления жестами.

Мышь-трансформер – детище Canon,


которое совмещает в себе функционал обычной мышки и монохромного калькулятора.

Еще один трансформер - Клавиатурная мышь


Adesso AKP-170 — это сочетание мыши и мини-клавиатуры. Функционирует она и как оптическая мышь, и как цифровая клавиатура. Мини-клавиатура расположена под прозрачной крышкой, которая достаточно легко снимается. Для более легкой навигации сети в мышке есть дополнительное колёсико. Этот гибрид создан для мобильных профессионалов.

Мышь-джойстик Chameleon X-1


Данный гибрид от компании Shogun Bros, представленный на выставке CES 2012, отличается своим неповторимым стилем, а также возможностью одновременно быть и мышью, и джойстиком. Геймпад находится на нижней стороне мыши Chameleon X-1, имеет 16 кнопок. Изобретение Chameleon X-1 к тому же беспроводная. Кнопки мыши декорированы кожей, что придаёт устройству ввода вывода ещё большую оригинальность.

Combimouse - клавиатура и мышка в одном


Данный гибрид - очередная попытка облегчить жизнь пользователям, часто работающим за компьютером. Но вот облегчить ли? Судите сами. Эта запатентованная технология объединяет в себе как клавиатуру, так и мышь, - но не обычную привычную всем, а мышь как часть самой клавиатуры. Стандартная QWERTY клавиатура состоит из двух частей. Ее левая часть предназначена для работы левой рукой и является обычной клавиатурой, правая же половина является одновременно и клавиатурой, и мышкой. Она имеет такой же вес и центр тяжести, как и обычные мышки, по умолчанию находится в режиме клавиатуры, но может легко переключаться в режим мыши и определенные клавиши будут равносильны кликам по левой и правой клавишам мыши. Только scroll почему-то находится на левой половине клавиатуры. Вопрос лишь в том, стоит ли усложнять себе жизнь?

Lumiquitous - виртуальная клавиатура + мышь


Идею набирать текст без клавиатуры предлагает дизайнер Sung-Hyeon Yoo в своем новом концепте, представляющем две беспроводные мыши, предназначенных не только для управления курсором на экране компьютера, но и для набора текста. В устройства встроены два интерактивных лазерных проектора, которые подают на стол изображение раскладки. Каждая мышь включает в себя трехмерный сенсор движения, лазерный проектор и оптический сенсор, контролирующий движения луча и обнаруживающий прикосновения пальцев к буквам — отражениям на поверхности стола. К тому же, больше не требуется постоянно переносить руку с клавиатуры на мышь, что сильно экономит время.

Одним пальцем…


Мышка для указательного пальца отслеживает движения руки. Для клика достаточно совершить «нажатие» в воздухе. Таким гаджетом удобно пользоваться в транспорте, лёжа на диване, работая за нетбуком… Можно кликать и одновременно печатать десятью пальцами!

Еще одна мини-мышка


Мышь Swiftpoint не требуют ровной поверхности при использовании. Пользователь удерживает мышь между большим и указательными пальцами руки. Не смотря на небольшой размер, мышь удобна в использовании. К тому же мышь является беспроводной.

Мышка-чашка


Вы любите пить чай, кофе или что-то еще, работая за компьютером? Разработчики мышки-чашки отнеслись с пониманием к этой привычке. Теперь можно прокрутить страницу и «кликнуть», не выпуская из рук кружку с кофе.

Мышка-пудреница.


Мышь под корпусом которой есть место для пудреницы может приглянуться многим женщинам.

Sexappeal мышки


Мышь, созданная исключительно для дам, может привлекать слишком много внимания, отвлекая от работы


С оптической мышкой Pat-Says-Now Body любители женщин целый день смогут касаться и перемещать по коврику одетое в причудливое дамское белье возбуждающее женское тело.


Японские дизайнеры создали необычную компьютерную мышь, кнопки которой выполнены в форме женской груди. Кстати, в дополнение к мыши, можно приобрести коврик такой же тематики. Хотя именно эту мышь я бы сделал по-другому, всё бы развернул наоборот. Грудь - в основание ладони, тогда и скроллер что-то бы символизировал. Но за счет трешевых труселей (кстати, есть разные расцветки для любителей "эстетики") данная модель все равно зачотная.


Дизайнеры, Mostafa Tohidifar & David Abbasi, представить iTit оптическая беспроводная мышь. С соском-джойстиком. В общем, это всё, что можно о ней сказать.


Концепт «Точка G» (Point G) дизайнера Энди Куровеца способен повергнуть любого человека в ступор (или восторг – зависит от воспитания или мировоззрения). Дизайн передней панели без каких либо намеков открытым текстом напоминает женские половые органы, а размещение колесика прокрутки и настраиваемой (хорошее слово, применительно к ситуации, не правда ли?) клавиши не оставляют сомнений в намерениях создателя этой мыши поэпатировать публику, обрести славу или просто развлечься (нужное подчеркнуть).


Впрочем, стандартная мыша тоже может выглядеть заманчиво.


А есть же еще и коврики компьютерные. Кстати, говорят, подобные коврики защищают от туннельного синдрома...


А как же любовь, можете спросить Вы. Вот Вам, в каждом клике мышкой Pat-Says-Now Red Heart почувствуйте любовь!

Самые здоровые мышки


Дизайнеры не только стараются удивить новыми моделями, они также заботятся о нашем здоровье. Например, противомикробная лазерная мышь IOGEAR покрыта составом, благодаря которому на её поверхности не уживаются вирусы, бактерии и микробы. Этот девайс замечательно подходит для использования в медицинских учреждениях, а также в других общественных учреждениях.

А водонепроницаемая «Belkin »


очень удобна, потому что её можно очистить от микробов под струёй воды. Ученые утверждают, что на мышке в разы больше микробов, чем на дверных ручках и ободках унитазов. Теперь с этой проблемой несложно справиться.

Еще одна полезная для здоровья мышка – AOpen


– выделяет отрицательно заряженные ионы. Этот компьютерный ионизатор воздуха улучшает кровообращение пользователя, его обмен веществ, а также укрепляет иммунитет!

ASUS Vito W1 – мышь, которая не даст вам волноваться, сообщив о повышении пульса.


Мышь-массажист


Конечно, сама мышка вам массаж не сделает, но есть модели со специальными насадками, которые питаются от компьютера по USB. На мышке есть кнопки, регулирующие мощность импульсов. Если такой массаж окажется неэффективным, просто начните делать зарядку.

Мышь с увеличением


Данный девайс будет полезен людям со слабым зрением. Он подключается к компьютерному дисплею или телевизору, и позволяет читать мелкий шрифт, по которому передвигается.

Надувная мышка


Корейские дизайнеры сделали надувную мышку Jelly Click из мягкого пластика. Её можно переносить в кармане и между половинками ноутбука! Заодно и легкие потренируете.

Летучая компьютерная мышь - для Бэтмена


Девайс российского дизайнера Вадима Кибардина, живущего в Праге — это действительно нечто футуристическое. Этот манипулятор левитирует над столом, без всяких опор и подставок, за что и получил название Bat. Собственно говоря, за левитацию отвечают две магнитные катушки, одни в самой мыши, другая в платформе-приемнике. В состоянии свободного парения мышь висит в четырех сантиметрах над платформой. Под весом руки опускается до сантиметра. Единственное, что огорчает в этом манипуляторе — то, что это прототип. Сроки поступления в продажу туманны, как и ориентировочная стоимость. Изобретатель уже начал сотрудничество с компаниями в Китае и Нидерландах. Предполагается, что на изучение рынка и доработку прототипа уйдет около года.

Роспись под гжель и хохлому, мышки, которые выглядят, как божьи коровки, пингвины рыбки, машины и самолеты.

Мышь-курсор


Белый и черный курсор создали в студии Артемия Лебедева. На ощупь курсоры, сделанные из матового пластика, похожи на плотную замшу. Две кнопки расположены на острие. И, хотя дизайн необычен, разработчики утверждают: курсор очень удобен в использовании.

Крик или, скорее, писк – мышка для любителей фильмов ужасов



Американский художник Крис Ломака придумал компьютерную необычную мышь. Уникальный дизайн мыши выполнен в виде частей тела, и выглядит это очень реалистично. Мега-необычная компьютерная мышь предназначена для людей с развитым воображением. И вряд ли кто захочет оставить своего ребенка наедине с таким с этим монстром!


Лучшие друзья девушек


Бриллиантами, стразами, драгоценными и не очень камнями сегодня украшают не только привычные женские аксессуары, но и аксессуары компьютерные.

Если вы сидите на диете, эту мышку лучше не покупать. Компьютерный гамбургер не оставляет крошек, зато может напомнить о чувстве голода.


А если вдруг захочется сладенького, то беспроводная компьютерная мышь в виде плитки шоколада... только усилит это чувство))). Об удобстве же использования мыши остается только догадываться.


Компьютерные мыши для автолюбителей


Это проводная мышь, но есть подобные и беспроводные:



Разрешение беспроводных компьютерных мышек Road Wireless Mice – 800 точек на дюйм – это улучшает их точность. Чтобы дольше прослужил аккумулятор, можно включать или выключать фары. При покупке такой мышки Вы получите, как и при покупке настоящей машины, персональный регистрационный номер.


Беспроводная компьютерная мышь в виде истребителя со светодиодными индикаторами.

World of Warcraft Mouse


Настоящих поклонников этой популярной игры такая мышь не оставит равнодушными! Броскую киборгоподобную внешность мышки украшают 15 программируемых кнопок украшают, и каждая из них была разработана специально для любителей игры Варкрафт совместно с Blizzard. Разработчики эту бедную мышь напихали всеми возможными геймерскими примочками. Игроки просто уйму времени могут потратить, подбирая для себя наиболее подходящую подсветку, так как мышка имеет свыше 16 млн. вариантов освещения с 3 уровнями пульсации и интенсивности.

Двухкнопочная оптическая компьютерная мышь в виде божьей коровки.


Не смотря на столь забавный вид, мышь является эргономичной и подходит практически под любую руку.


Сенсорная компьютерная мышь с футуристическим дизайном.

И еще немного мышек: (чтобы почувствовать все их разнообразие)


неведомая х...ня



Часть искусственного интелелкта

Изобретателем компьютерной мыши стал Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) - исследователь из Стэнфордского института. Случилось это в 1964 году, хотя, по его собственному признанию, думал он о подобном устройстве с начала 50-х годов. Мышь, являясь сопутствующим продуктом операционной системы oN-Line System (NLS), оказалась одной из составляющих грандиозного проекта. Речь шла о развитии искусственного человеческого интеллекта.

Вдохновение для мыши

По словам Дугласа, к созданию именно мыши его привел анализ всех других устройств, предназначенных для ввода. При составлении сетки уже известных разработок, определились и желаемые характеристики устройства, которого на тот момент еще не существовало. Произошло так же, как и с Периодической Таблицей Элементов. Система, определяющаяся группами строк и колонок, сама приводит к открытию неизвестных ранее элементов.

Без нее как без рук!

Целая лаборатория трудилась над созданием манипулятора. Энгельбарт был изобретателем мыши, а Билл Инглиш (Bill English) по его эскизам воплотил эту идею в жизнь. Первая мышь провод имела спереди, но, чтобы убрать его с пути, пришлось перекинуть назад. Устройство напоминало мышь с хвостом, все сотрудники стали называть его именно так.

Это имя прочно вошло в компьютерный сленг. Фраза: «Это делается за два клика мыши!» сегодня понятна каждому. Если мышь исправна, мы даже не замечаем ее присутствия. Зато, если с ней случаются проблемы, мы остаемся без рук, точнее сказать, без мыши!

Инструмент не для пользователей

Самая первая компьютерная мышь была коробочкой из красного дерева(!) ручной работы. Кнопка и два перпендикулярных колеса - такое не хитрое устройство. При движении мышью колесики катились по плоскости, что позволяло определить величину и направление изменения положения. Одновременно данные отражались перемещением курсора на экране.

Однако, мышь, став признанным периферийным устройством, по-прежнему остается лишь инструментом разработчиков новых технологий. Она совсем не предназначена для рядовых пользователей! Но прогресс не стоит на месте: шаг за шагом мышь совершенствуется, изменяется ее дизайн. К 1981 году появилась первая компьютерная мышь, используемая для навигации на ПК. Лавры ее создателей остались за компанией Xerox 8010 Star Information System.

Награда изобретателю

Уже более 40 лет ежегодно выпускаются миллионы экземпляров различных компьютерных мышей. Однако Д. К. Энгельбарт не стал миллионером. Будучи человеком предельно скромным, он просто ушел в тень. Запатентовал изобретение Стэндфордский Институт, но тогда ещё никто реально не представлял его истинную стоимость. В 1968 г. стало известно, что лицензию передали всего за $40 000 компании Apple.

Сам же Энгельбарт получил лишь чек на $10 тысяч за свое изобретение. Гонорар, в качестве первого платежа, он внес за небольшой загородный домик… Позднее изобретатель был награжден одной из высших наград США для ученых - Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology). Событие стало признанием всех его изобретений в IT-сфере, включая и компьютерную мышь. Случилось это 1 декабря 2000 г. А 9 декабря 2008 г. было отмечено сорокалетие со дня первой демонстрации изобретения.